Александр Ворожко: Есть несколько причин, чтобы развивать систему No-TILL в нашем хозяйстве
Александр Ворожко подчеркнул, что у него есть несколько причин следовать нулевой системе земледелия. Во-первых, в хозяйстве очень сложный рельеф почвы.
«У нас 7 тысяч гектаров располагаются в очень сложном рельефном исполнении, где уборка комбайнами возможна только в одну сторону, не говоря об использовании каких-то широкозахватных орудий. Почва здесь подвергается водной и ветровой эрозии. Как с этими явлениями бороться? Выходит, что гектары есть, но, практически, мы ничего оттуда не получаем. Затраты есть, а отдача маленькая. Вот именно здесь, на проблемных землях, мы и попытаемся внедрить систему No-TILL для того, чтобы сохранить почву, наше национальное достояние», – говорит Александр Ворожко.
Другая задача, которую ставит перед собой хозяйство – поправить экономику за счет подбора продукции. Сегодня денежные средства хозяйство получает исключительно от реализации пшеницы. Есть какие-то гарантии, что ее удастся выгодно продать. Но руководитель хозяйства смотрит дальше. Он отмечает, что сейчас они внедряют эту технологию, потому что должны подстраховаться – грубо говоря, не класть все яйца в одну корзину.
Еще одна причина для внедрения системы No-TILL – нехватка кадров, которая стала настоящей бедой для сельского хозяйства. Справиться с этой бедой позволяет система No-TILL, меньше надо тракторов, меньше агрегатов. Нужны только опрыскиватель и сеялка. И людей, соответственно, требуется меньше.
Не только наука сегодня развивается, но и люди не стоят на месте. Так что экспериментальный опыт,– уверен Ворожко, – самый эффективный. Именно в этом случае люди имеют возможность подобрать оптимальные решения именно для своей территории. И здесь уже нельзя стричь всех под одну гребенку. Каждый сельхозпроизводитель должен у себя очень внимательно и аккуратно изучить и проанализировать почвенно-климатические условия.
«Мы работаем по этой системе 5 лет. Сначала использовали ее на небольших площадях, экспериментировали. В прошлом году мы на 100 гектарах получили подсолнечник по No-TILL по 20 центнеров с гектара. Это для нас вообще нонсенс. В нашей зоне подсолнечник в советские времена даже в заданиях не стоял. Для нас это великолепный результат. То есть, мы получили 36 центнеров пшеницы и 20 центнеров подсолнечника. Кукурузы мы собрали по 45 центнеров с гектара в зерне, и по 6 рублей ее продали. Планируем расширять площади под No-TILL. У нас есть проблемные 7 тысяч гектаров, и все они будут задействованы по этой технологии. Что на них мы будем выращивать? Там существует своя агротехника в плане севооборота. Культуры будут подбирать специалисты. Но за ближайшие 5 лет мы эти 7 тысяч гектаров по No-TILL должны запустить», – рассказал о своем опыте и планах работы Александр Ворожко.
Он отметил, что не все идет гладко, где-то происходят ошибки. Но работа ведется системно. В хозяйстве есть главный агроном и агроном по системе No-TILL.
В хозяйстве начали работать по данной системе, чтобы занять пары для выращивания там технических культур – льна, подсолнечника, рапса, кориандра, кукурузы, чтобы пшеницу поддержать до более благоприятного периода продажи.
Александр Ворожко особо подчеркнул, что его интерес не зацикливается только на системе No-TILL.
«Мы смотрим все новинки, все будем применять. Колхозники мне доверили свою судьбу, и я не имею права ни бояться, ни стесняться, ни лицемерить. Главное для меня – обеспечить надежное будущее людей. Пока наука нам мало помогает, но мы – энтузиасты этого метода – дружим между собой, опыт каждого из нас по-своему драгоценен», – утверждает руководитель хозяйства.
Он также отметил, что при правильном применении системы провалов, как правило, не бывает. Здесь главное – внимание агронома, а самое важное – не прозевать появление сорняков и грамотно провести обработки. Опыт применения в хозяйстве системы No-TILL обязательно фиксируется. Работа должна вестись тщательно и ежедневно. И во многом успех этой технологии зависит от таланта исполнителя, но, к сожалению, такие специалисты – большая редкость. В вузах не преподают даже основы нулевой технологии,– отмечает Александр Ворожко.
Более того, приходится опираться в большей степени на собственный опыт.
«Я не могу копировать опыт коллег. Мне их решения часто не подходят, у меня земля другая, климат отличается. В системе No-TILL обязательно нужен индивидуальный подход, универсальных рецептов нет. Сторонники метода ищут причины, как не допустить провалов, а противники радуются нашим неудачам», – шутит Александр Ворожко.
Но на самом деле, он уверен, что в этой системе все достаточно просто. Необходимо следовать законам природы и все получится.
«Вот степь – непаханная, но там всегда что-то растет, независимо от осадков и других факторов. Вопрос в том, чтобы подобрать культуру для этой почвы, которая будет расти без нашего вмешательства. К каждому полю нужен свой подход. Этот метод универсален. В Чили в горах, на высоте 4 тысяч метров, выращивают и кукурузу, и другие культуры. Люди просто приложили знания и воспользовались опытом, в том числе и предков. Так что нужно посмотреть внимательно, что растет на этой территории, какие травы, деревья, подобрать по этим параметрам культуры и будет нам урожай», – завершил разговор председатель СПКК «Гигант» Александр Ворожко.
Галина Шишкина