Селекторное совещание о мерах по развитию животноводства и малых форм хозяйствования на селе
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев провел селекторное совещание, посвященное вопросам развития животноводства и малых форм хозяйствования на селе. Среди его участников – члены российского Правительства, руководители федеральных министерств и ведомств, главы российских регионов, в том числе Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что за последние 5 лет Россией были достигнуты ощутимые успехи в развитии животноводства.
Как отметил Д. Медведев, необходимо сократить зависимость внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции. Серьёзную помощь в этом могут оказать и крестьянские (фермерские) хозяйства, поэтому на селекторном совещании обсудили меры по поддержке животноводов и представителей малых форм хозяйствования: фермеров, индивидуальных предпринимателей, кооператоров, которые работают на селе.
Учитывая новые задачи, которые стоят перед аграрным комплексом, в том числе задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны в условиях санкционного давления, необходимо принять ряд решений, которые простимулируют темпы развития животноводства. Как заявил Д. Медведев, необходимо увеличить ассортимент отечественной мясной и молочной продукции, тем более что результат всей этой деятельности выходит непосредственно на прилавки, его видят люди.
России предстоит сократить зависимость внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции. Серьёзную помощь в этом могут оказать и крестьянские (фермерские) хозяйства. Уже в 2013 году 10 % отечественной сельхозпродукции было произведено индивидуальными предпринимателями и фермерами, в животноводстве – порядка 5 %».
В настоящий момент идёт работа над корректировкой госпрограммы развития сельского хозяйства. Оба направления – и животноводство, и поддержка малых форм хозяйствования – являются приоритетами.
Премьер подвел итоги успехов в развитии животноводства. За минувшие пять лет, за период с 2008 по 2013 год, в животноводство было вложено около 315 млрд рублей. В целом производство скота и птицы за этот период выросло приблизительно на треть – это, конечно, цифра очень хорошая. Но в основном прирост был достигнут за счёт производства свинины и мяса птицы. По производству говядины серьёзных успехов, во всяком случае в настоящий момент, нет – тоже по понятным причинам: это самый сложный, самый затратный бизнес, требующий длительного внимания, долгосрочного финансирования. Тем не менее развитие молочного и мясного животноводства у нас продолжалось, а сегодня развитие молочного и развитие мясного скотоводства выделено в отдельные подпрограммы по развитию агропромышленного комплекса.
За минувшие пять лет, за период с 2008 по 2013 год, в животноводство было вложено около 315 млрд рублей. В целом производство скота и птицы за этот период выросло приблизительно на треть.
В докладе отмечено, что начала работу ещё одна новая подпрограмма по развитию селекционно-генетических центров. Обращено внимание на регионы где нужно разработать меры, которые позволят повысить эффективность их работы и для улучшения поголовья скота, и для профилактики распространения болезней животных, и, конечно, сохранить отечественные научные разработки. Он предложил отложить как минимум до 2020 года приватизацию животноводческих племенных хозяйств, которые были внесены в программу приватизации.
Говоря о трудностях, Д. Медведев отметил, что главным препятствием для развития животноводства остаётся цена кредитных ресурсов. Благодаря государственным программам и приоритетному национальному проекту и госпрограмме, первой госпрограмме за последние пять лет с 2008 по 2013 год, производство мяса птицы на убой в живом весе увеличилось более чем на 70 %, свинины – более чем на 34 %, производство яиц увеличилось почти на 9 %.
Но, в более трудо- и капиталоёмкой подотрасли животноводства – производстве крупного рогатого скота на убой в живом весе – падение на 6,6 %. Это связано с сокращением поголовья коров за данный период почти на 500 тыс. голов, что привело к недополучению приплода бычков, предназначенных для откорма и последующей реализации на убой. В итоге мы за последние пять лет в поголовье КРС снизились почти на 1 млн 500 тыс. голов. За это же время в Соединённых Штатах, поголовье КРС снизилось на 7 млн 600 тыс. голов.
Как отмечено в докладе, в бюджете Соединённых Штатов Америки затраты на поддержку сельского хозяйства снизили на 9 %.
Выступая на селекторном совещании, министр СХ РФ обратил внимание на снижение производства молока.
Объём производства молока снизился везде: и в сельхозорганизациях (на 1,4 %), в хозяйствах у населения (более чем на 12 %), а в крестьянско-фермерских хозяйствах – увеличилось производство на 425 тыс. т, что почти на 31 % выше уровня 2008 года.
«Корректируя госпрограмму, мы учитываем неизбежное дальнейшее снижение поголовья коров в личных подсобных хозяйствах, но есть реальности, на которые нельзя не реагировать, пока по крайней мере. Если на конец 2013 года общая численность поголовья коров в стране составила 8,66 млн, то львиная доля их (это более 4 млн) – в личных подсобных хозяйствах; 3,53 млн голов – в сельхозорганизациях и более 1 млн – в КФХ (крестьянско-фермерских хозяйствах). Кстати, здесь тоже обращаю внимание, что за эти пять лет в КФХ поголовье коров увеличилось почти в два раза. При этом товарность молока в личных подсобных хозяйствах составляет не более 20 %. В связи с этим в проекте новой редакции госпрограммы мы предлагаем дополнительные меры господдержки в виде грантов и субсидий на создание молокоприёмных пунктов для сбора молока в хозяйствах населения и крестьянско-фермерских хозяйствах. Запрашиваемая сумма на самом деле скромная – 500 млн рублей, но с чего-то надо начинать, показать, что для федеральной политики это важно – поддержать экономически значимые региональные программы в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с доктриной продовольственной безопасности к 2020 году удельный вес мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов в общем объёме ресурсов должен составить не менее 85 % и 90 % соответственно. По итогам 2013 года показатель по мясу составил 77,3 %, это на 0,5 % меньше индикатора госпрограммы; по молоку и молокопродуктам – 76,5, на 4 % меньше индикатора госпрограммы. Уровень самообеспеченности мясом отечественного производства по говядине – 71 %, птицы – 89 % (это самый высокий показатель), свинины – 82 %,» – отметил министр.
Обращаясь к премьер-министру, Н. Федоров отметил, что минимальный размер дополнительной господдержки на период 2015–2020 годы на развитие животноводства составляет по действующей госпрограмме 385 млрд рублей, но по расчетам нам необходимо еще не менее 200 млрд рублей.
Всего же в 2013 году объём импорта скота и птицы в убойном весе составил у нас 2 млн 481 тыс. т, молочной продукции в пересчёте на молоко – порядка 9,5 млн т. Выделение дополнительных средств в проекте госпрограммы в новой редакции позволит обеспечить прирост производства скота и птицы на убой в убойном весе до 2020 года в объёме более 1,5 млн т, импорт – 2,5. «Мы можем обеспечить снижение этого импорта более чем на 1,5 млн т и молока снижение почти на 3 млн т. Это приведёт к сокращению импорта мяса всех видов к 2020 году по отношению к 2013 году на 65 %, в том числе свинины больше чем на 70 %, мяса птицы – на 83 %, мясо КРС – на 34 %, молока – на 30 %. При таком сценарии к 2020 году уровень самообеспеченности мясом отечественного производства составит более 92 %, в том числе свининой – более 92 %, мясом птицы – практически 100 %, говядиной – 78 %, молоком – примерно 84 %» – сказал Николай Федоров.
Для обеспечения должной динамики прироста производства продукции животноводства и нивелирования известных рисков необходимо при господдержке создание ещё не менее трёх селекционно-генетических центров в молочном скотоводстве, не менее четырёх – в птицеводстве, включая индейководство и утководство, не менее пяти – в свиноводстве. С целью ускоренного формирования популяции высокопродуктивного молочного скота также необходимо оперативно реализовать стратегическую задачу, но очень простую на самом деле: доведение охвата коров искусственным осеменением на сельхозпредприятиях до 90 % (сегодня где-то около 85 %) и в частном секторе как минимум до 50 % (сегодня 10 %). На совещании особое внимание было обращено на принятие региональных программ совершенствования племенного дела, где обязательно должна быть заложена целевая задача повышения планки охвата искусственным осеменением. Кроме этого предложено пролонгировать субсидирование инвестиционных кредитов до 15 лет, привлечённых на развитие местного скотоводства до 1 января 2013 года, внести изменения в техрегламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» в части установления требования об указании страны происхождения при маркировке мяса. На сегодня реализация мяса и в оптовой, и в розничной торговле осуществляется без указания страны происхождения. В результате импортное мясо, разделанное и упакованное в России, маркируется с указанием наименования адреса российского изготовителя, при этом страна происхождения в маркировке не указывается. Это вводит потребителя в заблуждение, а многочисленные маркетинговые исследования подтверждают более высокую лояльность российских потребителей к продукции местного производства. Введение данной меры будет способствовать увеличению спроса на отечественное мясо и стимулировать инвесторов – производителей отечественного мяса.
По мнению министра, необходимо внести изменения в техрегламент Таможенного союза на молоко и молочную продукцию, относящиеся к маркировке молокосодержащей продукции. Сегодня предприятия молочной промышленности при производстве значительного ассортимента своей продукции используют жиры немолочного происхождения. Объём используемых в отрасли немолочных жиров оценивается до 400 тыс. т в год. Действующее законодательство на молоко и молочную продукцию относит эту категорию к молокосодержащей продукции. Правилами маркировки предусматривается легальное использование терминов в виде прилагательных от наименования основных молочных терминов, например, «сметанный», «творожный», «сырный». Такими же терминами маркируется 100 % кисломолочной продукции, термически обработанной после сквашивания. Такое положение снова вводит потребителя в заблуждение и даёт возможность недобросовестным производителям злоупотреблять этим при маркировке продукции.
Как заявил Д. Медведев, не должно быть торговых наименований, которые вводят в заблуждение. Это вопрос защиты прав потребителей.
Для развития отрасли министр также предложил продлить сроки субсидирования новых инвестиционных проектов, в птицеводстве прежде всего. По действующей госпрограмме в этом году завершается приём инвестиционных проектов по птицеводству, по свиноводству завершается в 2016 году. Говоря о малом бизнесе, отмечено, что он пользуется благодаря госпрограмме всеми видами господдержки, включая получение субсидий на молоко. Даже личные подсобные хозяйства, нетоварные, по госпрограмме имеют такую форму господдержки, как субсидирование кредитов.
«В целом у нас сегодня пять специальных мер поддержки малых форм хозяйствования: субсидирование кредита, поддержка начинающих фермеров, семейных животноводческих хозяйств, компенсация части затрат фермеров на оформление земель в собственность, поддержка потребительской кооперации в рамках экономически значимых региональных программ,» – отметил Дмитрий Медведев.
На их реализацию в этом году, например, выделено 8 млрд 300 млн рублей. С 2012 года начинающим фермерам из федерального бюджета ежегодно направляется 2 млрд рублей, и за два года гранты на создание фермерских хозяйств получили почти 6 тыс. граждан. В этих хозяйствах создано почти 15 тыс. новых постоянных рабочих мест. Получившие грант в 2012 году фермеры в 2013-м дали продукции на 2 млрд 300 млн рублей, в том числе 36 тыс. т молока. На развитие семейных животноводческих ферм за два года гранты получили почти 1,6 тыс. хозяйств, создано без малого 5 тыс. новых рабочих мест. В 2013 году они произвели продукции на 2 млрд 800 млн рублей, в том числе почти 80 тыс. т молока. На их базе создано 36 объектов по переработке собственной продукции животноводства.
В регионах очень хорошая практика: если губернаторы увлечённо занимаются этой темой, то у них очень много возможностей присоединять к мерам господдержки свои, чем они занимаются во многих регионах, это десятки регионов.
Учитывая востребованность этих программ, в новой редакции госпрограммы предлагается при возможности увеличить финансирование этих грантов – 2 млрд и 1,5 млрд, насколько позволит бюджет и федеральные ресурсы, что приведёт и к созданию новых цивилизованных рабочих мест, и к увеличению объёма производства. И важнейшая тема, на которую Премьер обратил внимание, – это кооперация малых форм. Конечно, здесь приоритет и первая скрипка принадлежат субъектам Российской Федерации, и положение здесь дел в целом для страны неудовлетворительное пока. Но в разных регионах тоже ситуация выглядит по-разному. В этом году взято на федеральное софинансирование восемь региональных экономически значимых программ в области кооперации, выделено на это немного, 100 млн рублей.
Для господдержки крестьянско-фермерских хозяйств и их кооперативов, кроме минсельхозовских программ, есть программные мероприятия Минэкономразвития. Например, в 2013 году на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса (это программа Минэкономразвития) перечислено регионам почти 20 млрд рублей, из них на проекты в сельском хозяйстве – около 2 млрд рублей. Но очень хотелось, чтобы регионы активнее использовали эту возможность и предлагали через Минэкономразвития больше проектов, направленных на развитие малых форм хозяйствования и сельхозкооперацию, интеграцию малого бизнеса с крупным бизнесом, особенно животноводческого направления, и на создание оптово-логистических центров.