О сетевых магазинах, агростраховании, ценовой и антимонопольной политике

Реклама

Эти три насущных вопроса, касающихся не только агропромышленного комплекса Ставрополья, но и нашей страны в целом, обсуждались на одной из сессий форума «Агро-Юг‑2015».

Реклама

Открыл сессию Андрей Сизов, сообщив, что одной из проб­лем агропромышленников по-прежнему остаётся недостаток рынков сбыта. Руководство края старается решать данный вопрос: было предложено создать в регионе торговую сеть магазинов, где на прилавках должна разместиться продукция ставропольских сельхозтоваропроизводителей. Первый опыт уже имеется. В связи с этим слово для выступления предоставили А. Э. Сагалу, чтобы он рассказал об эксперименте.

– Считаю, что модель, которую мы выбрали, интересная и заслуживает право на «жизнь», – ​высказал своё мнение Алексей Эдуардович. – ​Пока запустили в действие лишь один магазин под маркой «Сельпо». Это – ​региональная торговая сеть, открывающая прямой доступ к потребителю для краевых предприятий АПК. Цель её создания – ​решить сложности со сбытом продукции, производимой ставропольскими крестьянами.

Планируется, что «Сельпо» станет альтернативой большим торговым сетям. В общей сложности намечено открыть 50 магазинов во всех крупных населённых пунктах края. Я полагаю, сегодня большого ума не надо, чтобы запустить своё дело. Достаточно приобрести предприятие, оснастить его оборудованием, настроить и можно работать. А здесь необходимо наладить контакт с фермерами – ​настоящими хозяевами земли, которые годами занимаются выращиванием продукции. Умеют производить качественные, натуральные, как домашние, сыры, сметану, творог, молоко, мясо и мясопродукты, овощи и фрукты, которых на рынке не купишь. Таким образом, создавая крупный бизнес, мы идём на контакт с мелкими и средники предпринимателями, «подталкиваем» их к выстраиванию определённой линии. Мы хотим поддерживать ставропольских производителей, чтобы оставались в регионе налоги, создавались рабочие места, на селе оседала молодёжь.

Производство сельхозпродукции, особенно в растениеводческой отрасли, носит сезонный характер. Поэтому для насыщения прилавков товарами и летом, и зимой, следует позаботиться об овощехранилищах. Кроме того, этот форум стал площадкой для обсуждения деловых взаимодействий и заключения договоров о сотрудничестве. Так, к примеру, генеральный директор группы компаний «Иррико» Александр Петров предложил поставлять в торговую сеть помидоры, картофель, свёклу, морковь и возможно другие овощи. Предполагается, что цены на товары в «Сельпо» будут незавышенными, чтобы продукция стала доступной всем слоям населения и уходила с прилавков на «Ура!».

В крае имеется немало коллективных сельхозпредприятий, фермеров, предпринимателей, готовых расширить производство, выращивать больше продукции, наладить переработку. Но для этого нужны дополнительные средства, зачастую – ​немалые. В нашей стране действуют десятки различных форм поддержки товаропроизводителей, но не каждый из них знает о субсидиях, льготных кредитах, налоговых «каникулах» и прочих вариантах помощи, то есть они мало проинформированы, не знают о возможностях государственного содействия.

– С подобной проблемой приходится сталкиваться не только на Ставрополье, но и во многих других российских регионах. Она решается по-разному: в районах проводятся конференции, совещания, обучающие семинары и прочие мероприятия, – ​сообщил Корней Биж­дов. – ​Производитель должен чётко понимать, что это за поддержка, какая организация её предлагает и на каких условиях. И наша задача – ​оказывать консультации селянам по всем вопросам, помогать в сборе пакета документов, в отчётности. Даже, несмотря на то, что многие сидящие в зале, к сожалению, знают о взаимодействии между производителями сельхозпродукции и страховыми компаниями, между банками и агробизнесом.

Затем председатель Национального Союза Агростраховщиков проинформировал, что Ставропольский край на протяжении нескольких лет занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по агрострахованию. В нашем регионе данный механизм хорошо отлажен. Соответственно это и даёт гарантии бизнесу, который непременно должен быть защищённым.

– Однако, как показывает практика, в деле страхования отраслей АПК не всё так просто. В частых случаях фермерам, особенно мелким, попросту невозможно получить компенсацию за материальный ущерб, нанесённый природными катаклизмами. Создаются тысячи препонов, требуются сотни документов, лишь бы не выплачивать денежные средства. Почему так происходит? – ​с таким вопросом обратился к докладчику председатель совета Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ставропольского края В. Пыленок.

– Страхование – ​это тот вид финансовой услуги, который связан с определёнными условиями, – ​ответил Корней Биждов.

Затем модератор попросил Романа Бондарева от имени фермеров поделиться своим опытом страхования. Как выяснилось, при оформлении страхового случая ему тоже приходилось сталкиваться с трудностями в получении денежной компенсации. Теперь он решил заключать договор со страховыми компаниями на основании индекса урожая, когда для учёта берётся такой среднерайонный показатель, как урожайность в разрезе культур. Если в хозяйстве она ниже, чем в районе, значит можно рассчитывать на финансовые выплаты. И не важно, были выявлены повреждения посевов градом, штормом или морозами.

Крупнейшим производителем минеральных удобрений в России на протяжении многих лет является «МХК «ЕвроХим». Более того, холдинг входит в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли. Тем не менее, не всем аграриям нашей страны по карману приобретение удобрений – ​их стоимость слишком высокая. В связи с этим в нынешнем сезоне холдинг заключил договорённость в рамках ценообразования, в результате чего сельхозтоваропроизводители смогли закупить азотные удобрения с хорошей скидкой. Не остались в стороне и фермеры. По сообщению В. Пыленка, после его обращения к М. Б. Серёгину, было достигнуто соглашение на приобретение 60 000 тонн аммиачной селитры – ​такова годовая потребность 2500 фермеров Северного Кавказа. Правда, чтобы образовался крупный опт, крестьянам нескольких регионов пришлось объединиться в одно сообщество. Но это стоило того – ​они получат удобрения на 1200 рублей за одну тонну дешевле рыночной стоимости.

На форуме было уместно предложить слово помощнику руководителя Федеральной антимонопольной службы России Павлу Субботину.

– В третьем квартале 2015 года не возбуждено ни одного дела по поводу того, что были какие-то нарушения. Правительство постоянно, можно сказать – ​еженедельно, проводит мониторинг цен, особенно по жизненно необходимым продуктам питания. Наблюдались всплески цен по хлебу, молоку, к которым применялась статья «сговор». Эти решения устояли в судах. Но сообщить, что подобные явления носят массовый характер, нельзя. Таких выводов Федеральная антимонопольная служба не сделала, – ​рассказал Павел Субботин.

Завершился форум информацией Виктора Пыленка о деятельности фермеров. Ассоциация КФХ Ставропольского края является самой крупной в Российской Федерации. В ней состоят 16 000 глав КФХ и индивидуальных предпринимателей. Они обрабатывают 18 % от краевого объёма пашни, производят около 20 % зерна, 15 % подсолнечника, 22 % картофеля, 44 % овощей в открытом грунте. В 2015 году фермеры произвели 1 700 000 тонн зерновых культур, что стало рекордным урожаем.

Реклама
Предыдущая статьяАгроЮг будущего
Следующая статьяАграриям от финансистов