«Объединить нельзя оставить» — что даст слияние Россельхоз и Роспотребнадзора

Вопрос о слиянии двух надзорных ведомств — Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей — возникший на текущей неделе, вызвал дискуссию среди чиновников.

При этом бизнес видит в этой возможности положительные стороны — будет меньше дублирования функций и больше прозрачности работы, говорят опрошенные агентство «Прайм» эксперты.

Ранее помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко сообщил журналистам, что «принципиальное решение о слиянии служб есть». При этом он отметил, что детали пока прорабатываются, а процесс может занять не менее года.

Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов опроверг сообщения о якобы принятом решении объединить Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Позднее Россельхознадзор вслед за Абызовым также опроверг информацию о слиянии служб, заявив, что «решение о создании такой службы, ее структуре и функциях правительством РФ не принималось».

Ряд источников в правительстве РФ сообщил, что в понедельник, 2 ноября, на совещании у премьер-министра по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности этот вопрос может быть затронут.

НЕ ПЕРВЫЕ, НЕ ПОСЛЕДНИЕ

Вопрос упразднения одних федеральных структур и создания на их базе других в России, так же как и в других государствах, поднимается и решается регулярно на протяжении последних лет. Министерства и ведомства ликвидируются, внедряются в другие, отделяются и появляются совершенно новые, как например Министерство по развитию Дальнего Востока, или Министерство по делам Северного Кавказа.

Очередной процесс реорганизации и оптимизации работы федеральных ведомств с пересекающимися функциями начался в России с предложения премьер-министра объединить Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам, главой объединяемой структуры стал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Мероприятия по упразднению тарифной службы должны быть завершены до 1 марта 2016 года.

В начале сентября стало известно о создании единой автоматизированной системы, которая станет агрегатором данных от Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам, после чего многие эксперты и федеральные чиновники стали говорить о возможном полном слиянии этих ведомств в будущем.

В октябре начали активно циркулировать слухи о необходимости объединения Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

ВЫГОДА ПРИ УСЛОВИЯХ

Объединение функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора будет выгодно для ритейлеров, если надзорная практика после этого станет понятной и прозрачной, сообщил агентству «Прайм» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. «Если слияние будет проведено хорошо, то это, конечно, на пользу, плюсы — всегда в единстве правоприменительной практики, когда экономические агенты имеют однозначные правила и однозначные трактовки», — пояснил он. По его словам, разность мнений и позиций федеральных ведомств по одному и тому же вопросу зачастую вредит потребительскому рынку.

«Помните, дискуссия между одним из надзорных органов и другим по поводу фальсификации сыров. Понятно, что такого рода дискуссия, особенно, когда она становится публичной, дезориентирует потребителя, производителя, торговые организации и вряд ли способствует устойчивой экономической деятельности всех участников процесса», — считает собеседник агентства. По его мнению, «любые формы конкурентного регулирования всегда негативно сказываются на экономике, в этом смысле — интеграция надзора положительна». «Выигрыш (для ритейла) будет в унификации, в построении неконкурирующих правил поведения — когда одно и то же действие не может одновременно считаться нарушением или не нарушением», — добавил Ломакин-Румянцев.

«А также возможность контролировать, если мы говорим о продовольственном рынке, всю производственную цепочку», — уточнил он.

ЗАБОТА ПО СТАРЫМ ПРАВИЛАМ

Вопрос исключения дублирования некоторых функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора возник давно и обсуждается самими ведомствами.  По мнению представителя АКОРТ, «в случае, если слияния не произойдет, очень хочется, чтобы подходы и принципы стали более согласованными».  «В первую очередь, нам необходимо всерьез думать о потребителях, чьи предпочтения, по понятным причинам, сегодня смещаются в сторону более дешевых товаров», — сказал Ломакин-Румянцев.  «К сожалению, это побуждает недобросовестных производителей по-другому взглянуть на обеспечение качества, вот это очень серьезная проблема, требующая консолидированного решения надзорными ведомствами», — считает он.

НЕ ЗНАКОМ, НО ПОДДЕРЖИВАЮ

«Мы не получали на сегодняшний день каких-либо проектов документов об объединении Россельхознадзора и Роспотребнадзора и не участвовали в каком-либо обсуждении на подобную тему», сообщил агентству «Прайм» председатель комитета по агропромышленному комплексу «Деловой России» Андрей Даниленко.

«В любом случае, бизнес всегда поддерживает устранение административных барьеров и дублирующих функций и повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов», — добавил представитель организации.

В свою очередь бизнес-омбудсмен Борис Титов также полагает, что «любой путь к сокращению контролирующих органов, — он правильный… надзор, в принципе, можно было бы объединить». «В некоторых странах, например, в Азербайджане, это вообще одно «окно», то есть и технический, и коммерческий, и финансовый надзоры объединены в одном «окне». Одна проверяющая организация на всю страну. В некоторых странах они объединены в две-три проверяющие организации», — рассказал Титов.

Он считает, что «чем меньше проверяющих организаций, тем лучше». «По нашему мнению, оптимальный вариант — это три, которые осуществляют технический контроль, финансовый контроль (здесь же налоговая и таможенная служба), и те, кто осуществляют специальный контроль, Росатом например, то есть это специфические вещи, которые связаны с множеством нюансов и угроз для людей», — сказал Титов.

Бизнес-омбудсмен полагает, что в последнее время «Роспотребнадзор сделал очень большие шаги вперед, с точки зрения снятия административного давления».

«Мы вышли на рискоориентированный подход, практически. Количество проверок резко сократилось, при этом качество продукта на полках не ухудшается, это точно, и даже улучшается, эффективность надзора выросла значительно. Россельхознадзор, — здесь идёт увеличение административной нагрузки на бизнес, поэтому, надо брать лучшие практики при объединении, а не худшие», — добавил Титов.

Exit mobile version