Опора сельских территорий?

Реклама

Мясное скотоводство в России, которое вполне может стать драйвером развития сельских территорий, по-прежнему незаслуженно остается лишь заманчивым предложением.

Реклама

И тем не менее повод для оптимизма остается. 6 февраля 2019 года, в рамках выставки АгроФарм в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд предприятий отрасли мясного скотоводства «Мясное скотоводство как вектор развития сельских территорий» – ​знаковое событие отрасли. В мероприятии приняли участие руководители Национального союза производителей говядины (НСПГ), Национальной Ассоциации скотопромышленников (НАС), ФГБНУ «Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий», представители Минсельхоза Российской Федерации и Республики Казахстан, делегаты от 20 субъектов региональных органов власти, представители крупного, среднего и малого бизнеса.

Спасительная отрасль

 

Съезду предшествовало в тот день еще одно важное мероприятие – ​годовое общее собрание членов Национального союза производителей говядины. На нем генеральным директором вновь был избран Роман Костюк, который руководит Союзом с начала 2016 года. Основной задачей Союза остается популяризация мясного скотоводства, в контексте основных тезисов, которые чуть позже вошли в Резолюцию 1-го Всероссийского съезда предприятий отрасли мясного скотоводства:

— Мясное скотоводство – ​это отрасль, которая служит развитию сельских территорий и сохранению сельского населения Российской Федерации;

— Мясное скотоводство – ​единственное направление животноводства, объединяющее интересы крупного, среднего и малого бизнеса;

— Создание и развитие отечественного мясного скотоводства, как самостоятельной отрасли, невозможно без формирования «общественно – ​частного – ​государственного партнерства», обеспечивающего интеграцию в единой системе разных по целям и функциям участников кооперации;

— Социально-экономическая миссия такого партнерства состоит в экологичном (в смысле «целостный», не наносящий никому ущерба) освоении огромного и разнообразного пространства сельских территорий посредством объединения в единую систему природно-климатических, трудовых и экономических ресурсов, ведущих к созданию рабочих мест и росту привлекательности жизни на селе. Фактически членами Союза поставлена задача реализация Резолюции 1-го Всероссийского съезда предприятий отрасли мясного скотоводства с учетом необходимости наращивания продаж скота мясных пород в интересах роста доходности отраслевых предприятий и фермеров.

В основу работы Съезда было положено Поручение Президента России Владимира Владимировича Путина разработать и утвердить государственную программу Российской Федерации по развитию сельских территорий к 01 июня 2019 года.

Все присутствующие на Съезде, подтвердили, что потенциал и возможности по масштабному формированию отрасли специализированного мясного скотоводства, необходимо использовать как инструмент развития сельских территорий, сельскохозяйственной кооперации малых и средних форм предпринимательства, а также как создание и развитие экспортно-ориентированного производства сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры.

Последние два года ряд регионов при участии отраслевых некоммерческих организаций, ведет практическую работу по реализации программы развития сельских территорий через мясное скотоводство.

В ходе проведения I Всероссийского Съезда намечено рассмотрение вопросов развития сельских территорий регионов России, организация рынка живого скота Таможенного союза, разработки и принятия практических мер обеспечения устойчивого роста поголовья крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, совершенствования нормативной базы мясной отрасли в рамках единого экономического пространства и наращивания экспортного потенциала мясного скота Российской Федерации.

Впервые в новейшей истории отрасль мясного скотоводства ЕАЭС громко обозначило свою ключевую роль в решении задач социально-экономического развития сельских территорий, как ведущий рынок для самозанятого сельского населения в кооперации с крупным, международным бизнесом. В итоговом документе, который был одобрен на Съезде, участники мероприятия обратились с инициативой к органам государственной власти на федеральном и региональном уровне. «Считаем, что поставленные вопросы участниками 1-го Всероссийского съезда предприятий отрасли мясного скотоводства, могут внести существенный вклад в развитие отрасли мясного скотоводства и может способствовать реализации национального проекта развития сельских территорий.»

Важным итогом Съезда стало подписание стратегического соглашения между АО «Аграрной Кредитной корпорацией» и АО «Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства» Республики Казахстан и Национальным союзом производителей говядины для организации единой системы экспорта и импорта живого скота мясных пород в рамках Программы РК («Сыбаға»).

Коровы удержат село

В своем очередном Послании президент страны Владимир Путин вновь подчеркнул важность развития сельских территорий. Удержать сельское население в отдаленных районах можно лишь обеспечив занятость и источник доходов, и мясное скотоводство представляет для этого отличные возможности. Растет спрос на отечественный мясной скот со стороны Казахстана. Это вообще отдельная тема.

Если говорить о племенной части отрасли, то здесь отмечаются позитивные сдвиги: по словам заместителя директора ВНИИ племенного дела Сергея Типугина, повысился классный состав животных племенных стад, растет и общее племенное поголовье. Лидерами по численности являются абердин-ангусская, калмыцкая и герефордская породы. Для облегчения централизованного учета племенных животных учеными института разработан программный продукт, обеспечивающий сведение результатов бонитировок – ​сейчас он проходит обкатку в Томской и Брянской областях, республике Башкортостан. Вместе с научными учреждениями стран ЕАЭС разработана методика оценки племенной ценности животных мясного направления по восьми показателям (от живой массы при рождении до обхвата мошонки в годовалом возрасте).

Но специалисты Национального союза производителей говядины уверены, что по подобной методике должны оцениваться не только племенные стада – ​учет продуктивности в товарных стадах позволит вывести работу с породами на новый уровень. И это одна из задач, которая должна быть возложена на ассоциации по породам. Сегодня, по словам главы Национального племенного союза Елены Колдаевой, в полном объеме заявленные в приказе функции не выполняет никто. И проблем у ассоциаций множество: созданные преимущественно на базе институтов, они не имеют членов, финансово поддерживающих их деятельность, в результате СЦП не охватывает, как это желательно, большей части предприятий. А единая федеральная селекционная база, дающая основу для анализа положения дел в породе, существует только в Ассоциации галловейского скота.

Снова наука

Об опыте консолидации усилий науки и практики в рамках ассоциации по герефордской породе рассказала Марина Дубовскова (Всероссийский научный центр биологических систем и агротехнологий РАН – ​бывший ВНИИ мясного скотоводства). В ближайший год герефордская популяция России в лице породной ассоциации, существующей уже десять лет, пройдет признание мирового сообщества, вступив во Всемирный совет по герефордам. Сотрудники ассоциации не только организуют массовые бонитировки (в их локальную базу данных внесено 86 тысяч пробонитированных животных), но обеспечивают обучение специалистов (школа бонитеров). Улучшение массового (товарного поголовья) происходит путем поставки племенного материала в товарные хозяйства. Производится и оценка быков по продуктивности потомства, но, увы, не во всех племенных предприятиях.

Статус здоровья

Россия рассчитывает до середины 2020 г. получить статус страны, свободной от ряда опасных болезней животных. Об этом говорится в разделе паспорта нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», посвященного федеральному проекту «Экспорт продукции АПК». Такой статус присваивает Международное эпизоотическое бюро (МЭБ), он облегчает процесс выхода на новые экспортные рынки. В плане определено получение такого статуса по ящуру, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, от чумы мелких жвачных животных и контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в срок до 15 июня 2020 г., следует из нацпроекта. Проект «Экспорт продукции АПК» также предусматривает утверждение программ контроля заболеваний животных на территории РФ. Такие программы должны быть разработаны, в частности, по губкообразной энцефалопатии и контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота – ​до 15 декабря 2023 г.

Кроме того, до конца 2021 г. должна быть признана регионализация РФ по болезням птиц, крупного рогатого скота и свиней не менее чем в пяти из следующих стран: Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Ирак, Индия и др. В эти же сроки предполагается согласование ветеринарных сертификатов на поставки мяса говядины, молочной продукции, корма для животных и других товаров в не менее чем пять стран из перечисленных выше.

Стоит напомнить, что в конце прошлого года был согласован ветсертификат на экспорт российской говядины в Турцию. Этому предшествовали инспектирование российских предприятий и переговоры.

Почему Казахстан?

Как уверенно ведет себя на рынке говядины Казахстан. Почему? Потому что в отличие от Российской Федерации, его предприятия уже открыты для экспорта говядины и живого скота в Китай. Казахстан покупает скот, потому что пытается ускоренно нарастит сырьевую базу для выполнения своих обязательств перед Ираном, Вьетнамом, Саудовской Аравией, Катаром, Китаем. Опыт Казахстана поучителен: республика стала первой в ЕАЭС прямо принявшей государственную стратегию развития мясного скотоводства, как ведущий инструмент развития территорий, фермерства и села.

В Министерстве сельского хозяйства РК рассказали МИА «Казинформ» об импорте поголовья КРС в Казахстан 2019 году. Для увеличения количества и улучшения качества поголовья мясного скота в рамках программы развития мясного животноводства на 2018‑2027 годы осуществляются развитие и финансовая поддержка фермерских хозяйств.

— В основу отраслевой программы легло создание небольших хозяйств в виде семейных ферм, которые будут выстроены в форме якорных коопераций, состоящих из фермерских хозяйств по выращиванию КРС до 100 голов, промышленных откормочных площадок и современных мясоперерабатывающих комплексов, – ​сообщили в пресс-службе министерства.

В Минсельхозе пояснили, что фермер, участвующий в программе «Сыбага», кредитуется на закуп импортного маточного поголовья КРС и за счет кредитных средств АО «Аграрная кредитная корпорация» купит корма, технику и оборудование, оградит пастбища. Сегодня фермерские хозяйства кредитуются на льготных условиях – ​срок кредита до 15 лет, ставка вознаграждения – ​от 4% с учетом субсидирования. Требования к залоговому обеспечению максимально смягчены – ​в качестве залога принимаются имеющийся, приобретаемый скот и иные активы фермеров. Стоит отметить преимущества завоза импортного поголовья – ​это обеспечение фермеров КРС с высоким генетическим потенциалом. При откорме приплода от импортного поголовья есть возможность в короткие сроки получить конечный вес – ​550‑600 кг, тогда как используя местную генетику, получается достигнуть только половину.

— В экспорте мяса мы впервые достигли хороших показателей. Экспортировано 32 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, в том числе 18,8 тысячи тонн говядины на рынки России, Узбекистана, как в живом виде, так и в виде мяса и переработанной продукции, – ​сообщил директор Департамента производства и переработки животноводческой продукции Минсельхоза Казахстана Еркебулан Ахметов.

По завозу импортного скота мясных пород руководитель департамента проинформировал, что в 2018 году профинансировано приобретение 51 тыс. голов КРС.

— Фермеры активно подают заявки, что мы даже из бюджета следующего года начинаем их финансировать. Фактически завезено 14 тысяч голов, порядка 3,8 тысячи голов находятся в пути. В основном поставляются из России, в небольшом количестве мы завозили с Европы, Украины и более 10 тысяч голов из США, – ​сказал он.

Сейчас в республиканском Минсельхозе утверждён график, тот скот, который ещё не поставлен, будет импортирован до конца марта следующего года. В целом рынки поставок живого скота со следующего года будут расширены, они охватят поставки с Австралии, стран Латинской Америки – ​Уругвая и Чили.

— Эти страны по ветеринарным требованиям благополучны. То есть завоз скота будет осуществляться из стран с благополучной ветеринарной обстановкой, – ​сообщил он.

— Проблемой экспорта со стран ближнего зарубежья в ведомстве назвали вспышки нодулярного дерматита в некоторых областях РФ. Глава департамента уточнил финансирование по закупу зарубежных коров и быков. «50 тысяч голов (в 2018 году. – ​Ред.), в среднем лимит (кредитования на одну голову. – ​Ред.) от 450 тысяч до 500 тысяч тенге», – ​сказал Еркебулан Ахметов. Он также рассказал, что с «Мираторгом» в этом году заключён контракт на поставку 1,5 тысячи голов, оператор из Павлодарской области. Он завёз 1,5 тысячи голов и дальше раздаёт фермерам. А на следующий год «Мираторг» готов поставить 20 тысяч голов породы ангус, – ​сказал он, не озвучив сумму сделки. – ​Мы ожидаем сто тысяч голов скота импорта КРС мясных пород по госпрограмме в 2019 году.

Отрасль «на якоре»

В середине прошлого года назад Директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк выразил мнение, что отрасль говядины в России резко встала. Вряд ли за 9 месяцев в отрасли произошли крупные, принципиальные сдвиги.

— Да, мы обеспечиваем себя молоком. Владимирская область в этой сфере вообще молодец, но вы посмотрите, что творится на мясном рынке. Как сказал замминистра сельского хозяйства, чтобы мы полностью обеспечили себя говядиной, надо чтобы в каждом регионе было хотя бы 10 миллионов голов скота. Надо сейчас об этом говорить. У нас соотношение количества молочных коров к мясным примерно 7:1. В то время, как в Европе наоборот – ​на одну молочную корову примерно 5‑9 мясных, – ​сообщил Костюк. Это же самое он сообщил в интервью порталу Ветеринария.рф в 2016 году.

По мнению руководства НСПГ развитие отрасли прямо связано с необходимостью увеличения в разы маточного поголовья, для того, чтобы селяне сами генерировали большой поток животных, которые направляются на откорм и производство качественной специализированной говядины.

— Процесс выращивания телят должен быть максимально дешевым, чтобы говядина была доступной, – ​отметил Роман Костюк. – ​Для этого мясное скотоводство использует пастбища, все животные находятся в природных условиях, пасутся круглогодично. Весной мы имеем отел, а затем отбор на молочное производство и производство мяса. Отмечу, что мясная корова 12‑14 месяцев стоит 90‑100 тысяч рублей. Все животные регистрируются у нас в общей базе, где любой может выбрать себе тот или иной товар. Необходимо нам идти к кооперации, пусть не к кооперативам, но к кооперации. Один фермер выращивает скот, второй покупает товар, кто на мясо, кто на молоко, третий выступает в роли забойщика и т. д. К этому надо идти. Мы должны ввести в оборот порядка 2 миллионов коров к тому, что имеем, а это около 4 миллионов гектаров земли сельхозназначения для обеспечения этих животных кормовыми угодьями и пастбищами», – ​добавил Костюк. Очевидно, что в свете майских указов Президента – ​вопрос более чем актуальный.

Стагнация вместо развития

Выставка «Молочная и мясная индустрия» в Крокус Экспо стала следующей после «АгроФарм‑2019» площадкой для обсуждения роли отраслевых ассоциаций в развитии мясного скотоводства. На круглом столе 21 февраля эксперты обсуждали новая экономическую ситуацию в мясном скотоводстве России. И вновь она вызвала тревогу: по словам генерального директора Национального союза производителей говядины Романа Костюка отрасль поляризована. Цифра общего маточного поголовья звучит уверенно – ​свыше миллиона и ста тысяч коров мясных пород. Однако, это с одной стороны – ​180 предприятий агрохолдингов «Мираторг» и «Заречный», содержащих примерно 480 тыс. голов маточного стада, где в рамках каждого из предприятий сконцентрированы свыше тысячи коров, с другой стороны почти 7000 «частников» с поголовьем менее 100 голов и две тысячи фермеров с поголовьем 200‑400 коров. И эти малые предприятия распылены по всей стране и практически не связанные между собой. В результате большая часть страны даже «не заморачивается с профессиональным убоем и разделкой – ​попросту нет сырья», а у имеющегося скота качество сильно «разнообразно». Крупные же российские холдинги одновременно с сокращением адресных бюджетных вливаний в отрасль тоже сократили темпы роста. В итоге вместо развития отрасль оказалась в стагнации.

Легче в Судане

Роман Костюк сообщил, что недавно в НСПГ обратились российские бизнесмены с предложением разведать инвестиционную привлекательность африканского государства Судан с позиций мясного животноводства, а конкретнее производства говядины. Выходит, что далекий Судан манит отечественного инвестора сильнее, чем «родные пенаты». Почему русский бизнес уходит в Судан? Там 32 миллиона коров. Это поголовье сопоставимо с Австралией. Там позитивное в целом отношение к России. И оттуда вполне достижимы крупные рынки потребления говядины и международные мясораспределительные центры.

Вот и получается, что мы с вами еще долго будем есть вкусные, но очень дорогие стейки из Парагвая и наши не понятно с чем пельмени.

 

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяВ верном направлении
Следующая статьяГарант Cтавропольского края