Реклама

Почти все мы выросли в семьях. Но задумывались ли мы хоть раз, что такое – семья? Полагаю, семья — это общие цели и ценности, место, где тепло и уютно, куда хотеться возвращаться после трудного рабочего дня, где тебя любят и ценят! Семья там, где мы учимся и учим основам жизни. В маленьком обществе имеются и обязательства друг перед другом, а отношения подразумевают высокую степень доверия. Ещё у семьи есть собственные правила, свои законы. Причём законы создания счастливой семьи — гораздо сложнее…

Реклама

Не ошибусь, если скажу, что семью Виктора Андреевича Апанасенко можно назвать образцово-показательной по всем важным параметрам. С первых дней супружеской жизни он стал главой семьи, а Вера Петровна – жена – хранительницей домашнего очага. Как и положено настоящему мужчине, им был построен дом, посажено дерево и воспитан сын. Кроме того, создано собственное дело. Если конкретно, то – крестьянско-фермерское хозяйство.

Дата его образования – 15 февраля 1992 года. Это были трудные времена для молодой России. От экономических преобразований, сменяющих друг друга нескончаемым потоком, особенно страдал агропромышленный комплекс. У сельхозтоваропроизводителей не имелось в достаточном количестве наличных средств, многие сделки заключались по бартеру, как следствие — подолгу не выдавалась заработная плата труженикам. Вот и стали супруги Апанасенко всё чаще задумываться над тем, как им жить дальше: в колхозе «Гвардеец» они числились в передовиках, ради производства не считались с личным временем, а детям порой конфет не за что было купить. Однако в 1991 году аграрная и земельная реформы сделали первые практические шаги в формировании многоукладной сельскохозяйственной отрасли. Одной из таких мер стало фермерство – малая форма агробизнеса на семейной основе. Воспользовавшись этим, Виктор Андреевич и Вера Петровна в числе первых уволились из хозяйства, выделили свои три земельных пая и занялись производством зерна. Их смелым решением можно только восхищаться! Кроме небольшого земельного участка и двух пар рук с натруженными мозолями, в то время они ничего больше не имели. Но вера в себя не позволила им сдаться. Забегая наперёд, сообщу, что за 24 года они сумели создать прекрасную материальную базу. Для начала обратились в банк, оформили первый в своей жизни кредит и приобрели самую необходимую технику. О новых агрегатах, естественно, тогда не было и речи.

Испытания не пугали супругов Апанасенко – они искали друг в друге поддержку. Если муж – тракторист-машинист широкого профиля – уезжал по делам, в поле его подменяла жена. Да, да, Вера Петровна запросто управлялась с любым железным «конём» не хуже мужчины-механизатора с многолетним стажем работы в отрасли. Дело в том, что у неё тоже был солидный опыт земледельца, умело сочетающий и качество производства, и темпы, за что в колхозе она неоднократно поощрялась Почётными грамотами и ценными подарками.

Шло время. Фермерское хозяйство В. А. Апанасенко сезон за сезоном крепло и увеличивалось. Земляки видели, как стараются муж с женой: пашня у них ухоженная, а колос – полновесный. Постепенно селяне начали доверять им свои земельные наделы и получать за аренду хорошую оплату. Кстати, супруги Апанасенко живут в селе Апанасенковском Апанасенковского района Ставропольского края. За трудовые достижения их знают далеко за пределами родного региона.

Приучать к семейному делу детей они начали с ранних лет. Старшие дочери Наталья и Людмила работали на току, помогали готовить обеды. А если требовалось, то и в поле отправлялись – следили за сеялками, заправляли их семенами, участвовали в сенозаготовке и т.д., дел хватало всегда. Сын Андрей и вовсе вырос, как говорится, в загонке. Отец брал его с собой с первых дней создания КФХ – знакомил с устройством трактора и комбайна, рассказывал, как они функционируют, что следует делать, чтобы борозда оказалась ровной. Когда парень оканчивал школу, он уже твёрдо знал – будет поступать в Ставропольский вуз на агрономический факультет. Учёба увлекла его с «головой»: его интересовало всё, вплоть до мелочей. Хотя пустяков, считает Апанасенко-младший, в земледелии не бывает. Каждое лето молодой человек торопился домой, потому что необходимо помочь родителям в сборе урожая. А осенью мчался в родное село, чтобы провести посевную кампанию, позже – пахоту. Само собой разумеется, студенческую практику он проходил на полях семейного КФХ. Дипломную работу писал и защищал тоже на основе работы в фермерском хозяйстве.

Меж тем повзрослели дочери. Наташа и Люда давно сменили свою девичью фамилию: первую из них теперь все знают как Гадяцкую, вторую – Кукуруза. Их мужья Александр и Михаил тоже трудятся в фермерском хозяйстве. Они давно стали первоклассными механизаторами, комбайнерами, водителями, то есть освоили работу на всех видах техники. Ни для кого не секрет, что любой агрегат рано или поздно выходит из строя и требует устранения неисправности. Понимал Виктор Андреевич, что для проведения профессионального ремонта в КФХ следует иметь механика. Приглашать постороннего человека в семейный так сказать бизнес не очень хотелось. Поэтому посовещались и решили: зятья должны без отрыва от производства поступить в институт, чтобы стать дипломированными инженерами-механиками. Учились они там полностью за счёт КФХ. Сегодня им дел хватает с избытком, ведь машинно-тракторный парк в хозяйстве расширен. Есть шесть зерноуборочных комбайнов, два из которых переоборудованы для скашивания на свал. Ещё – пять «МТЗ-80» и два «К-700», грузовые машины, включая «КамАЗ», специальный автомобиль для подвоза воды, автокран, опрыскиватели, полный набор навесного и прицепного сельхозинвентаря, необходимого не только для выращивания зерновых, но и кормовых культур. Кроме того, имеются зернопогрузчики, собственный ЗАВ и склады для хранения полученного урожая. Чтобы удобно было проводить зимний ремонт техники, построена добротная мастерская с необходимым оборудованием, включая смотровую яму, предусмотрен обогрев. Следует сказать, что здесь всегда царит идеальный порядок: для каждой детали предусмотрено своё индивидуальное место – понадобится, не надо искать. А агрегаты хранятся только под навесами.img-160818153835

–  Любой рачительный хозяин поступил бы так же – построил бы навесы, ведь плуги и сеялки сейчас стоят недёшево, что уж говорить о тракторах. А так, находясь в укрытии, они защищены от палящего солнца, дождя и снега. Значит, меньше ржавеют, дольше сохранятся, – рассказывает Виктор Андреевич, показывая свою базу. Она находится сразу же за жилым домом. И это очень удобно: выдалась сводная минута, можно заниматься фермерскими делами.

Об агротехнике, конечно же, всё знает Андрей Апанасенко. Как бы ни «рекламировали» сегодня минимальную и нулевую технологии земледелия, он – ярый сторонник классической обработки пашни, то есть проведения глубокой пахоты. Затем начиная с весны и до середины сентября необходимо добросовестно ухаживать за паровым клином – выполнять поверхностные обработки, направленные на уничтожение сорняков и задержание влаги. Зато потом появится возможность сэкономить средства на закупке гербицидов. Чтобы не травмировать посевы колёсами тракторов при защите растений от болезней и вредителей, в этом году для проведения опрыскивания решили нанять малую авиацию. А заодно к препаратам добавили жидкое минеральное удобрение – КАС. Вообще, карбамидно-аммиачная смесь за сезон использовалась дробно в три этапа. Как следствие получена хорошая прибавка к урожаю. В целом же с каждого гектара намолачивали немногим более 50 центнеров – рекордный результат для фермерского хозяйства. При этом себестоимость продукции не сильно возросла по сравнению с предыдущим годом.

–  На сегодня мы своим трудом добились многого: обрабатываем почти 1500 гектаров пашни, погасили все кредиты, создали неплохую базу, обновили технику. Вот даже пластмассовые емкости приобрели для хранения КАСа. Можем смело до нового года не реализовывать зерно – ждать хорошей цены, ведь оно надёжно хранится. Нам государство дотации даёт на каждый гектар посевной площади. Казалось бы, крепко стоим на ногах, только всё равно нет уверенности в завтрашнем дне. Виной всему то, что в стране нет чётких законов, касающихся земельных отношений. Долгое время в аренде КФХ находится земля из фонда имущественных отношений. За годы мы её «привели в порядок», повысили там плодородие. А теперь, когда приближается очередной срок перезаключения договора, по новым требованиям сельхозугодия следует выставить на торги – кто предложит максимальную оплату, тот и победит. Естественно, я не смогу соперничать с крупным бизнесменом и останусь не у дел. Как следствие начну продавать технику, не будут обеспечены работой в полном объёме члены нашей семьи. Мы с женой уже пенсионеры, проживём. Но что делать молодёжи? Недавно у нас появилась невестка – Ольга занялась бухгалтерским учётом. У нас подрастает четверо внуков. Один из них в настоящий момент в аграрном вузе изучает защиту растений, другой – поступил на инженерный факультет. Планировалось, что они будут трудиться в КФХ. На мой взгляд применять слово «торги» к пашне – кощунство. Земля должна находиться у тех, кто знает, как на ней работать, а не у латифундистов, — на такой проблемной ноте закончил свой рассказ В. А. Апанасенко.

Подобный вопрос сегодня беспокоит не только Виктора Андреевича, им озадачены все фермеры, так как от этого зависит их дальнейшая жизнь. На долю крестьян выпало немало испытаний, однако они не сломили их дух. Вот и сейчас надеются, что правительство примет разумное решение, от которого главы КФХ не пострадают.

 

 

Реклама
Предыдущая статья«Без no-till тут будет пустыня»
Следующая статьяОвощеводы Ставрополья повышают квалификацию