В России в последние годы отмечен стойкий рост производства ягод. Что показательно, увеличение объёмов достигается не только за счёт привычных земляники и малины, но и достаточно необычных для российского потребительского рынка культур, некогда считавшимися дикими: голубики, ежевики, черники и других. В Республике Адыгея интересный проект по выращиванию ягод и орехов реализует ООО «Сады Адыгеи» Теучежского района республики. В планах руководителя предприятия Людмилы Цулаевой не только расширение площадей ягодных плантаций и ореховых садов, но и запуск перерабатывающего производства.
С серьёзными намерениями
ООО «Сады Адыгеи» – предприятие молодое, образовано осенью прошлого года. А годом ранее было создано крестьянско-фермерское хозяйство. Все начиналось с пустыря, на котором сейчас располагается экспериментальный участок хозяйства. Сейчас здесь можно увидеть весь потенциал сортов, заложенный селекционерами и природой, в их натуральном виде – без применения удобрений и средств защиты растений.
— Я была очень далека от земли и ягодного производства, – рассказывает Людмила Цулаева. – 15 лет я прожила в Новом Уренгое, а 23 февраля 2019 года впервые приехала в аул Пшикуйхабль со своей бизнес-идеей по выращиванию фундука. Но поскольку в товарное плодоношение эта культура вступает только на шестой год, нужно было найти альтернативу, которая позволила бы содержать предприятие в переходный период. Изначально мы рассматривали разные варианты, но в итоге остановились на ежевике.
Глава К(Ф)Х Руслан Евтых успешно прошел конкурсный отбор и получил грант по государственной программе поддержке начинающих фермеров – 1,5 миллиона рублей. В сравнении с общими вложениями эту сумму впору назвать незначительной, но хозяйство, отметившись на республиканском уровне, тем самым заявило о своих серьезных намерениях работать в аграрной отрасли.
Надо сказать, что до этого в Адыгее в промышленных объемах ежевику никто не выращивал. Поэтому фермерский проект сразу привлек к себе большое внимание. В том числе и местного населения, воспринимавшего ежевику исключительно как кислую ягоду, которая в большом достатке водится в этих местах. Ареал произрастания дикой ежевики – западное предгорье Кавказа. Поэтому местные жители, не относившиеся к этой культуре иначе, чем к злостному и неистребимому сорняку, сперва с большим сомнением отнеслись к начинаниям фермеров.
— Мы изначально понимали, что мнение по поводу возделывания ежевики со временем изменится, – утверждает Людмила Владимировна. – Уже тогда я говорила, что спустя три года мы будем продавать местным аграриям саженцы, а когда мы поставим свой завод, то сможем принимать на переработку ягоды и фрукты у местного населения.
Людмила Цулаева не зря была уверена в своей правоте. Пример первопроходцев оказался во многом поучительным. Все больше людей в Адыгее склоняется к тому, чтобы выращивать эту культуру. Местные власти даже предлагают хозяйству организовать питомник по производству саженцев ежевики, готовы выделить на эти цели землю и оказать финансовую поддержку. Но до того как закончится закладка многолетних насаждений, как считает руководитель, говорить об этом преждевременно. Поэтому в настоящий момент предприятие выращивает саженцы только для собственных нужд, отбирая необходимые сорта для промышленной посадки. В маточнике всегда можно посмотреть, какой куст готов к размножению и какую ягоду он дает.
Возвращение на родину
Земли предприятия расположены на территории трех населенных пунктов: в аулах Пшикуйхабль и Ассоколай, а также в селе Красном. Многолетние насаждения занимают 120 гектаров. Из них по десять выделено на голубику и ежевику, на четырех посажена черешня, остальное занято фундуком. Есть также экспериментальная посадка миндаля на 1200 деревьев в Краснодарском крае и Адыгее. Миндаль представлен селекцией Никитского ботанического сада – сортами Форос и Делон.
— Пока мы наблюдаем за растениями, – объясняет руководитель. – Смотрим, как миндальные деревья переживут зиму. Если эксперимент окажется удачным, то мы возьмемся за возделывание этой перспективной культуры.
Проблема в том, что выращивание миндаля имеет свои сложности. Деревья могут хорошо прижиться. Однако не факт, что плоды окажутся съедобными.
Гораздо менее капризный в этом плане фундук. При правильном уходе такой сад способен плодоносить до 150 лет. В Ассоколае под культуру сорта Трапезунд выделено 35 гектаров. Сорт знаменит своими очень крупными размерами и востребован в кондитерской промышленности.
Саженцы в республику предприятие завезло из Крыма. Существует красивая легенда о том, что когда-то Трапезунд был вывезен адыгами из Адыгеи в Турцию. Потом саженцы подарили хану Гирею, и сорт прижился на крымском полуострове. Если народные сказания правдивы, получается, что «Сады Адыгеи» привезли его обратно на родину.
— Понятно, что мы выбирали сорт, исходя из его вкусовых качеств и крупности плода, – смеется Людмила Владимировна. – Но эта легенда звучит очень красиво и близка нам по духу.
Еще 60 гектаров под посадку фундука предприятие готовит в селе Красном. Там будут представлены в основном итальянские сорта, которые планируют завезти из Италии и Сербии. Сейчас ведутся переговоры с питомником на поставку саженцев.
Ведутся работы и по посадке голубики. Саженцы европейской и североамериканской селекции завезены из Белоруссии. Были намерения заложить малину, но потом от этой идеи отказались, поскольку климатические условия не очень подходят для этой культуры.
Сортовой конвейер
Быть первыми всегда непросто. С немалыми трудностями для предприятия был сопряжен выбор сортов и приобретение маточного материала. Даже заинтересованные в сотрудничестве западные производители из-за санкций и запрета вывоза не могут продавать в Россию новые перспективные сорта, предлагают только «устаревшие».
Казалось бы, в наше время всю необходимую информацию можно найти в интернете. Однако рассчитывать на ее достоверность, по словам Людмилы Цулаевой, не приходится. Многие распиаренные сорта в реальности оказываются далеко не такими выгодными, как было заявлено в рекламе, и приносят одно разочарование.
Например, сорт ежевики Дойл, который входит в Книгу рекордов Гиннесса по своим показателям урожайности – 50 килограммов с куста и 90 кг/га, Людмила Цулаева никому не посоветует. По словам предпринимателя, продуктивность сорта действительно очень высокая. Однако ягоды созревают кислыми и с большими косточками, что исключает возможность дальнейшей ее реализации. Поэтому от этого сорта в хозяйстве решили избавиться и сейчас уничтожают оставшиеся посадки.
Фермерам, которые закладывают плантации и не имеют хорошей финансовой подушки, чтобы организовать поливную и шпалерную системы, руководитель предприятия рекомендует сорт Осейдж. Он солнцеустойчивый и засухоустойчивый. В той же Адыгее есть примеры успешного выращивания этого сорта без орошения.
Предпочтение в «Садах Адыгеи» отдается районированным и адаптированным к местным условиям сортам, которые обладают отменными вкусовыми качествами и товарным видом. Сортовой конвейер организован таким образом, чтобы уборка шла постепенно, от самых ранних до поздних сортов.
Ежевика – ягода плодовитая, особенно при заботливом уходе. Урожай в открытом грунте начинают собирать в начале июня, а завершают при наступлении заморозков. А с постановкой теплиц предприятие получит возможность регулировать плодоношение и выйти практически на круглогодичное производство – с марта до Нового года.
С долгосрочной перспективой
В прошлом году производители ягод и других плодовых и овощных культур во многих регионах страны, в том числе и в Адыгее, извлекли для себя назидательный и даже жестокий урок. Выяснилось, что даже урожай хорошего качества может оказаться невостребованным. В пандемию в условиях заградительных мер многие фермеры попросту не смогли вывезти собранные ягоды за пределы республики. Как уберечь себя в дальнейшем от возможных негативных последствий? Единственный разумный выход в такой ситуации – создание перерабатывающего производства.
— Строительство крупных заводов требует больших вложений, а их функционирование может оказаться нерентабельным, – объясняет Людмила Владимировна. – В то время как мини-формат, который при поддержке государства вполне по силам потянуть среднему фермеру, можно разместить в каждом районе республики. В этом случае и фермерские, и личные подсобные хозяйства получат возможность сдавать свою продукцию и решить таким образом проблему реализации.
В планах предприятия – строительство завода, где можно будет перерабатывать не только ягоды, но и плоды косточковых культур.
— Мы не собираемся выходить на розничный рынок, – продолжает руководитель. – Наша задача – удержаться на торговой площадке В2В. Продукция для нужд хлебопекарных и молокоперерабатывающих предприятий будет производиться в фасовке по пять, десять и двадцать пять килограммов. А в долгосрочной перспективе можно будет рассмотреть и вопрос о производстве детского питания.
В этом году на предприятии будет реализован пилотный проект – установка цеха по производству термостабильных джемов, ягодного пюре и конфитюров. Сейчас идет проработка технических деталей. Необходимо выбрать оптимальное оборудование, найти инженерно-технических специалистов.
Реализация проекта имеет большое социально-экономическое значение для региона как в плане увеличения налоговых поступлений, так и в плане снижения социальной напряженности. Завод потребует привлечения дополнительных рабочих кадров. Поэтому предприятие планирует строительство небольшого поселения с кирпичными жилыми домами для сотрудников. Тем более что в России действуют соответствующие федеральные программы, которые ориентированы именно на это направление.
Инвестиционный проект по строительству перерабатывающего предприятия предварительно оценивается в более чем 30 миллионов рублей. Руководитель «Садов Адыгеи» презентовала его в республиканском аграрном ведомстве и заручилась поддержкой министра сельского хозяйства республики. Совместно с Минэкономразвития РА будет подготовлен пакет документов для продвижения проекта на федеральном уровне. В случае его одобрения «Сады Адыгеи» смогут рассчитывать на частичное возмещение затрат по строительству завода из средств федерального бюджета.
— Для реализации полномасштабного проекта по строительству завода нам необходим земельный участок, расположенный вблизи федеральной трассы, – отмечает Людмила Цулаева. – Мы готовы выкупить эту землю и организовать там перерабатывающее производство. Я уверена в том, что мы докажем свою экономическую состоятельность и сможем таким образом рассчитывать на поддержку министерства сельского хозяйства республики.