Не секрет, что тонкорунное овцеводство на протяжении длительного времени не приносит сельхозпредприятиям должной прибыли. Тем не менее в ряде хозяйств Апанасенковского района и в колхозе имени Ленина в частности отрасль по‑прежнему сохранена. Здесь не могут перечеркнуть колоссальный труд, который осуществляли несколько поколений их земляков.
Семья и работа – основа жизни
В хозяйстве, естественно, овцепоголовье сократили, однако элитное стадо содержится, как и раньше. В общей сложности здесь сформированы восемь отар. Одна из них закреплена за Билалом Алиевым.
В данном сельхозпредприятии он начал работать ровно четыре года назад. Дело в том, что на этой овцетоварной ферме коллектив возглавлял другой старший чабан, однако он ушел на заслуженный отдых. В результате образовалось вакантное место, и Билалу Алиевичу предложили его занять. Подумав, он согласился. Причем его нисколько не смущает то, что на работу приходится ездить из соседнего села. Там проживает немало земляков Билала – даргинцев.
— Очень хорошо действовало «сарафанное радио»: если кто-то один неплохо трудоустраивался, то сообщал об этом родственникам. Вот они и начинали друг за другом ехать. К примеру, большинство из моей родни облюбовали село Манычское. Тут действительно красивые места, да и колхоз в свое время был экономически крепким. Но главную роль сыграло то, что выходное поголовье овец доходило до 30 тысяч, значит, имелась постоянная работа. А в нашей большой и дружной семье практически все – чабаны. Так что я тоже последовал примеру своих земляков и прибыл в Апанасенковский район в 1994 году, – рассказывает Билал Алиев.
Со своей будущей женой парень познакомился здесь, хотя родом она из того же, что и он, дагестанского селения. На Ставрополье Раисат приехала вместе со своими родителями. Здесь же в соответствии со всеми традициями сыграли свадьбу. У супругов родились дети. Старшая Залина выбрала профессию медсестры, поступив в ставропольский колледж. Средняя Луиза учится в седьмом классе, она – хорошистка, интересуется компьютером, обожает кататься на роликах. А самому младшему Курбану пока шесть лет.
Надо отдать должное, детей нисколько не смущает то, что животноводческая точка расположена в степи, так скажем, вдали от цивилизации, им нравится бывать здесь вместе с родителями. Поэтому если выдается такая возможность, едут сюда с удовольствием.
У каждого свои обязанности.
На сегодняшний день Раисат Магомедгаджиевна уже имеет большой трудовой стаж в животноводческой отрасли. Собственно говоря, даже будучи в декретном отпуске, практически все дни она проводила на кошаре. Ее ежедневные профессиональные обязанности сводятся к тому, чтобы своевременно были приготовлены завтраки, обеды и ужины, посуда оказалась чистой, а в доме и вокруг него царил порядок. Немалую помощь женщина оказывает во время окота, когда новорожденным ягнятам требуется столько внимания. Ведь малыши рождаются беспомощными, их следует приучить к материнскому молоку. Нередки случаи, когда по тем или иным причинам молодняк надо выпаивать из бутылки. Бывает, приходится и сакманы пасти, если другие члены их коллектива находятся на выходном.
У Билала Алиевича свои обязанности.
— От меня требуется, чтобы овцы были всегда сыты и напоены, содержались в хороших условиях, да на ферме наблюдался порядок, – говорит старший чабан.
Как выяснилось, расположена она вблизи асфальтированной дороги, любой специалист даже в распутицу может приехать сюда без проблем. Но Билал содержит животноводческую точку в порядке не потому, что ее часто навещает руководство колхоза. Важным является то, что сельхозпредприятие, насколько возможно, помогает чабанам в решении социальных и бытовых вопросов. К примеру, три года назад рабочие хозяйства провели в сарае капитальный ремонт кровли: выровняли просевшие балки, старый шифер заменили на новый. Кроме того, в жилом доме демонтировали деревянные окна и входную дверь и установили современные пластиковые пакеты, надежную металлическую дверь.
Годы мчатся быстро, почти четверть века минуло с тех, как Билал Алиев начал работать в овцеводческой отрасли. Однако с годами в ней ничего не меняется. По-прежнему преобладает ручной труд, требующий серьезных физических нагрузок.
— В нашем деле главное «орудие» – вилы, а самый надежный транспорт – гужевой, то есть лошади. Запряжешь их в телегу и, независимо от погоды, можно привести сено, солому и все остальное, что необходимо, – продолжает беседу овцевод.
В преддверии окотной кампании
Сейчас за коллективом, который возглавляет Билал Алиев, закреплены почти 800 овцематок. В марте у них начнется окот, пятый по счету. Чтобы кампания прошла с минимальными потерями новорожденного молодняка, к ней следует заблаговременно подготовиться. Прежде всего, во второй половине января провели санитарную застрижку всего поголовья. Такие меры позволят ягнятам беспрепятственно находить материнское вымя. В феврале чабанам следует в достаточном количестве завести в сарай солому и обустроить в оцарках глубокую подстилку. Затем расставить кормушки для зернофуража, тару для воды. Еще необходимо «застеклить» окна, используя прозрачную пленку, разделить овцематок по срокам суягности, подготовить для них еще один выгульный баз, словом, дел предстоит осуществить немало. И при этом выполнять каждодневные обязанности – кормить-поить животных, обновлять им подстилку.
На период расплода маточного поголовья Билал Алиев приглашает родственников, чтобы те оказали ему помощь в уходе за овцами. То время, когда хозяйство обеспечивало сакманщиками, осталось в прошлом. Сейчас в колхозе сложно найти желающих трудиться в этой непростой отрасли, видимо, сказывается ее непрестижность, а родственники практически все работали в овцеводстве, их не надо учить, что и как делать.
В настоящий момент проводится зимовка общественного животноводства. Рабочий день у Билала Алиева, как и положено чабану, начинается с осмотра животных. Затем необходимо рассыпать в кормушки зернофураж, разложить сено. Ближе к обеду ясли пустеют, и их следует заполнить соломой. В эти месяцы темнеет рано, а ночи длинные, поэтому надо успеть еще раз привезти люцерну или суданскую траву, чтобы овцы до утра не чувствовали голод. Водопой обычно организовывается в полдень. Несмотря на холодную погоду, отара регулярно пасется в степи по несколько часов. В целом же зимовка, по утверждению Билала Алиевича, проходит, как обычно, без чрезвычайных происшествий.