Падение цен на сырое молоко: а вы готовы?

Стоимость сырого молока, которая в прошлом году, по данным DIA, составляла в среднем 35 рублей 17 копеек, была, как отмечали многие эксперты отрасли, очень комфортной для производителей молока. Для переработчиков же все было иначе, а к концу 2022 года проблемы с запасами, снижение покупательной способности потребителей и курс рубля привели к тому, что все чаще стали говорить: снижению цен на сырое молоко — быть. Насколько сильно могут измениться цены на сырье? И готовы ли к этому фермеры? 

Вопрос цен на сырое молоко и запасов ключевых коммодитис обсуждался на всех отраслевых мероприятиях в конце января: о нем говорили на Съезде Союзмолоко, дискутировали на DairyTech, производители молока обсуждали его в кулуарах на АГРОС.

Поднимался этот вопрос и на Форуме аналитиков молочного рынка, который был организован Центром изучения молочного рынка и The DairyNews. Как отмечал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко, сокращение потребления молока — это тенденция, которая будет оказывать существенное влияние на рынки России и Беларуси:

—Цена на сырое молоко, скорее всего, не упадет до весны. Но переработчики — в кризисе, у них накопились излишки при падающем спросе, а запасы невозможно делать вечно. Трендом 2023 года станет сокращение количества переработчиков. Производители молока почувствуют кризис несколько позже, через 1,5-2 года. Наиболее серьезно текущая ситуация отражается на холдингах: многие из них уже сейчас остаются с излишками сырого молока, этот тренд будет нарастать.

С точки зрения экспорта как фактора выживаемости молочного рынка РФ единственным реальным каналом сбыта для России и Беларуси являются страны Центральной Азии, но высокие цены на сырье и курс рубля препятствуют сбыту продукции за рубеж.

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов отмечал, что снижение импорта, которое было зафиксировано в 2022 году, не компенсировало прирост товарного молока. В результате излишек сырья ушел в запасы, и этот фактор является ключевым риском для рынка.

— Запасы, выраженные в молочном эквиваленте, приросли примерно на 40% год к году, практически по всем основным биржевым товарам. И это, на самом деле, тот фактор, который будет очень серьезно давить на рынок. Не хочу проводить негативные параллели, но, наверное, все мы помним 2017 год и 2018, март, когда было достаточно резкое снижение цен на сырье, и при этом закрытие ряда предприятий. Тогда уровень запасов год к году был ниже, чем он есть сейчас.

В таких условиях, считает Артем Белов, необходимы дополнительные инструменты, которые помогут сбалансировать рынок.

Возможные изменения цен на сырье участники пытались спрогнозировать, подводя итоги 2022 года.

— В 2023 году на фоне снижения покупательской способности, небольшого роста производства молока и высокой цены, я думаю, мы увидим такой тренд. К началу года переработчики начнут работать на склад. В феврале поймем, что с остатками и ценой на импорт, и начнется снижение цен на сырье. Если при этом складские остатки большие — можем получить проблемы с оплатами.  К июлю получим обвал цен, — комментировал Вадим Шаров, эксперт молочного рынка, отмечая, что отсутствие партнерских отношений между производителями и переработчиками нередко не дает сгладить последствия волатильность рынка для обеих сторон.

Первый месяц 2023 года показал, что разговоры о снижении цен и призывы к участникам рынка сесть за стол переговоров были не напрасны: так, на выставке АГРОС многие опрошенные нами производители сырого молока сообщали, что перерабатывающие предприятия, закупающие у них молоко, уже ожидают более низких цен.

Сергей Резуненко, генеральный директор «Кизельманн Рус Юг», считает, что в такой период самое оптимальное решение — переговоры и поиск консенсуса между сторонами:

— Теоретически сейчас самое благоприятное время для того, чтобы договариваться. Но многие коллеги возражают, говоря, что кооперация в принципе невозможна. Я думаю, что она возможна, вопрос в том, кто первым сядет за стол переговоров. Сегодня это могли бы сделать производители молочной продукции. Потому что снижение цены дальше не ограничится ничем. В сентябре-октябре цена опять, скорее всего, начнет расти, но это будут те самые «качели», которых все больше всего все боятся.

Наиболее часто в обсуждении того, насколько сильно снизятся цены на сырое молоко, звучит ориентировочная цифра в 5%:

— Что касается цен на молоко – мы видим, что они действительно высокие. И прогноз, который озвучивал Анатолий Лосев – о том, что можно ожидать снижения цен на пять процентов, я считаю обоснованным, я в это верю. Можно было бы и больше отыграть, но по рынку примерно так и будет. Я думаю, что всем переработчикам нужно снижать цены на показатель не ниже этой цифры. Иначе продукт будет неконкурентоспособным, — считает Максим Малыгин, вице-президент ГК «Нева Милк».

Некоторые участники рынка ожидают, что падение будет еще существеннее:

— Думаю, что цены на сырое молоко могут упасть до 15%: предпосылки к снижению я видел еще в декабре-месяце, когда мне звонили производители молока и предлагали сырье, потому что у них были проблемы с реализацией, — комментирует Дмитрий Матвеев, президент ГК «Кабош».

Анатолий Лосев, генеральный директор ГК «Молвест», отмечал, что ситуация на рынке будет во многом зависеть в том числе от того, как будет меняться курс рубля:

— Мы все ожидаем, что он чуть-чуть подрастет и даст возможность излишки с нашего рынка вывезти за границу в виде того же сухого молока, тогда эти качели будут не так сильно «раскачиваться». Еще один выход, — это стимулирование экспорта, но на это бюджета особо нет и платить за каждый кг вывезенного куда-то сырья никто не будет.

Exit mobile version