СПК «Аконит» – единственный в Дагестане племрепродуктор по разведению овец эдильбаевской породы. Племенное хозяйство зарегистрировано в горном Хунзахском районе, откуда родом овцеводы, а пастбища арендует в степях Калмыкии. Но, как известно, не место красит человека, а человек – место. В прошлом году СПК «Аконит» впервые принял участие в XXII Всероссийской выставки племенных овец и коз в Волгограде и стал обладателем двух наград, одна из которых – высшей пробы.
От родных истоков
История зарождения сельхозкооператива традиционная для большинства овцеводческих предприятий Дагестана. В постсоветские годы повсеместно разрушались колхозы и совхозы. Некогда крепкие хозяйства не сумели устоять на волнах рыночной экономики, многие чабаны остались не у дел, но при этом не мыслили свою жизнь без овцеводства.
Одним из таких преданных делу людей был житель именитого села Тануси Хунзахского района Муху Абдулаев, который 50 лет проработал в овцеводстве, 30 из них – старшим чабаном. Когда колхоз, в котором он работал, развалился, Муху Омарович решил держать собственную отару. На первых порах поголовье было небольшое – насчитывало около 200 овцематок и баранов. Порода – традиционная для региона: дагестанская горная. К семейному делу подключился сын Магомедали Абдулаев. Зимние пастбища арендовали на отгонных землях Кочубея. Со временем поголовье выросло и площадей стало не хватать. Взгляд овцеводов пал на соседнюю Калмыкию и на тамошних просторах взяли в аренду пастбища.
Хозяйство крепло и развивалось, пока в 2006 году не случилась беда. По халатности работника произошел пожар, от которого сгорела ферма вместе с овцами. Но, как говорят в народе, не было бы счастья, да несчастье помогло. С этого момента началась новая веха в истории овцеводческого предприятия.
— Чтобы не бросать семейное дело и не расстраивать отца, я решил восстановить поголовье, – рассказал Магомедали Мухумаевич. – Для этого взял кредит в банке и закупил новых животных. Именно тогда я и приобрел первых своих эдильбаев.
Дагестанские эдильбаи
Эдильбаевская порода овец была выведена методом народной селекции еще в XIX веке в Западном Казахстане. Закаленные сложным климатом этой страны, животные сформировали особый генетический потенциал, который сделал их выносливыми, способными переносить самые жесткие погодные условия, питаться скудной растительностью при дефиците воды, но при этом давать много мясо-сальной продукции.
— Первое время у нас оставались дагестанские горные овцы, – вспоминает председатель СПК. – Поэтому у меня была возможность сравнить две породы в условиях нашего содержания.
Эдильбаи неприхотливы и не капризны к кормам, содержать их гораздо проще. Животные лучше приспособлены к местному климату, они прекрасно переносят и холод, и жару. Но есть и другая причина, по которой дагестанской горной тяжело в калмыцкой степи. Здесь повсеместно растет ковыль, а у этого растения есть одна особенность. Плод снабжен своеобразным пушистым отростком, с помощью которого семена ковыля распространяются на дальние расстояния. Природой задумано, чтобы они погружались в почву, чтобы дать новые ростки. Но так происходит не всегда. Острые семена ковыля способны впиваться в овец, пробивая кожу.
— Животные испытывают такие мучения, что их становится жалко, – объясняет Магомедали Абдулаев. – Бывало, режешь овцу, а у нее мясо буквально утыкано семенами. У эдильбаев шерсть другая. Ковыль сквозь нее не проходит. А овцы дагестанской горной породы очень страдают от заноз, перестают набирать вес.
И все же главная причина, по которой председатель СПК остановил выбор на эдильбаях – это экономическая выгода. Выпускник экономического факультета Дагестанской сельхозакадемии (ныне – аграрный университет. Прим. авт.) быстро подсчитал, что от животных эдильбаевской породы можно получить больший доход.
— Для того, чтобы эдильбаи достигли нужной весовой кондиции, достаточно три месяца, – отмечает председатель. – Уже на четвертый вес таких ягнят достигает 40 и более килограммов. От некоторых особей можно получить больше 20 кг мяса.
Нежное и вкусное
Эдильбаи – мясо-сальная порода. Спрос на баранину в России растет с каждым годом. Более того, статистика свидетельствует об изменениях во вкусовых предпочтениях россиян в пользу этого вида мяса. В наши дни покупателям предлагают исключительно молодняк.
— Наши старики до сих пор не могут смириться с тем, как массово режут молодых овец и баранчиков, – объясняет Магомедали Мухумаевич. – Но правила диктует рынок. Люди распробовали вкус молодой баранины, а спрос рождает предложение.
Благодаря переменам, которые произошли на потребительском рынке, миф о якобы неприятном запахе баранины постепенно разрушается. Россияне ценят это мясо как источник высококачественного протеина и коллагена, витаминов и минералов, незаменимых аминокислот, а любят – за отличный вкус.
В Дагестане бытует мнение, что у эдильбаевской породы жесткое и не столь вкусное мясо, как у горных овец. Но Магомедали Абдулаев с этим категорически не согласен.
— Вкус мяса зависит, прежде всего, от того, что баран ест, – утверждает он. – Многие почему‑то думают, что в степях растет одна полынь. Но это не так. Здесь очень богатая растительность, и в каждый период года она разная. Летом, например, на пастбищах очень много дикой люцерны и десятки, если не сотни, других трав. А горькая полынь в этих места практически не встречается. Есть другие ее разновидности, но в них отсутствует горечь и резкий запах. Напротив, они придают баранине приятный вкус и аромат.
«Грубость» мяса эдильбаев – тоже сомнительное утверждение. У взрослых особей оно действительно более жесткое. Но такая особенность характерна для любой породы. К тому же сейчас рынок требует, чтобы вес баранов не превышал 20-25 килограммов, а некоторые покупатели и вовсе ставят планку в 20 кг. Эдильбаи такого веса достигают уже в раннем возрасте – в 4-5 месяцев, и мясо у ягнят очень нежное.
Степной «холодок»
Первое, на что обращаешь внимание на пастбищах «Аконита» – зеленый ковер, которым уже в начале апреля щедро покрыта степь Калмыкии. Пригретая солнцем степь богата фауной – то промелькнет перед колесами шустрый заяц, то остановится на обочине не в меру любопытная лисица. Земля испещрена многочисленными норками, а в воздухе непрерывно слышится щебет многочисленных птиц.
По словам председателя, в этих местах водится много волков. Порой наступает период затишья, когда хищники словно исчезают. Но это временное явление и успокаиваться ни в коем случае нельзя. Чабан в степи всегда должен быть начеку. Волк – азартный охотник, даже в одиночку он способен растерзать не один десяток овец.
Три летних месяца в степях – это испытание на прочность как для человека, так и для животных. Отары выгоняют в степь в четыре утра, а уже к 9-10 часам животные в основной своей массе не пасутся, а ложатся на землю, ожидая, когда уйдет летний зной. Специально для таких случаев чабанам заранее обустраивают специальное место, которое у местных жителей получило название «холодок». Это незатейливая «крыша без стен», закрепленная на небольшой высоте, под которой можно лежать, спасаясь от палящих лучей солнца. Поскольку по степи постоянно гуляет ветерок, воздух в «холодке» никогда не застаивается. Понятно, что такое пристанище не дает никакой прохлады, но жара в тенистом и продуваемом укрытии переносится легче, и чабан здесь может отдохнуть.
Поголовье распределено по четырем животноводческим точкам. Чтобы животные никогда не оставались голодными, Магомедали Абдулаев держит дополнительные пастбища.
Под надежным присмотром
Магомедали Абдулаев в работе – это рачительный хозяин, который ничего не оставляет без внимания. Он ищет места, где овцам будет лучше пастись, создает для работников, которые смотрят за животными, максимально комфортные условия.
Поскольку поголовье в хозяйстве достаточно большое, а рабочих рук не хватает, окот в хозяйстве проходит в два этапа. В сезоне 2022/23 ягнение овец началось 1 декабря. Второй, весенний окот стартовал 1 марта и завершился к середине апреля.
— Когда проходит массовая окотная кампания, очень важно, чтобы каждой овцематке и каждому ягненку было уделено достаточно внимания, – объясняет Магомедали Мухумаевич. – Если не обеспечить должный уход, потери неизбежны.
Кроме того, есть и другая причина, по которой многие местные овцеводы отдают предпочтение зимнему окоту. В последний месяц весны в Калмыкии начинается сильная жара, поэтому до конца мая они стараются реализовать основную часть молодняка.
В теории у эдильбаевской породы редко рождаются двойни, а тем более тройни. Но жизнь, порой, опровергает это утверждение. До сих пор Магомедали Абдулаев вспоминает «легендарную» овцематку, которая за пять лет принесла 15 (!) ягнят.
— Мы не знаем, какой приплод у этой овцематки был в первое ягнение, поскольку сперва не обратили на нее внимание, – рассказал председатель. – Но когда у нее родилась тройня, мы, конечно, заприметили ее. Уже в следующем приплоде оказалось четыре новорожденных, а через год она повторила свой рекорд. Обычно такие ягнята рождаются слабыми, но эти выжили все! На пятый и шестой год овцематка каждый раз приносила двойню. Однако на этом цепочка оборвалась. Овцематку ранил волк, она стала яловой.
В 2019 году СПК «Аконит» получил статус племенного репродуктора. Для обновления крови и улучшения породы сельхозкооператив закупает овцематок и баранов-производителей. В хозяйстве ведется планомерная племенная работа. Ежегодно проводится бонитировка, во время которой отбираются лучшие для воспроизводства особи. Руководитель СПК нацелен на то, чтобы не только нарастить поголовье, но и улучшить его породные характеристики.
— Овцеводческая отрасль и особенно племенное дело требуют серьезных затрат, – подчеркивает Магомедали Мухумаевич. – Поэтому мы очень благодарны государству за поддержку, которую получаем по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. Это действенная помощь, без которой нам, овцеводам, пришлось бы очень нелегко.