Ученические бригады стали колыбелью трудового воспитания для тысяч советских школьников. Идея их создания зародилась на Ставрополье более шестидесяти лет назад, существуют они и сейчас. В апреле в селе Тищенское в школе № 8 состоялся 47 слет ученических бригад из Изобильненского района.
Страницы истории хранят память о развитии бригадного движения в крае, а цифры и факты свидетельствуют о высокой эффективности данного метода трудового воспитания молодого поколения.
Масштабы их деятельности поражают воображение. Школьниками ученических бригад были засеяны тысячи гектаров земли и собраны миллионы тонн урожая. По заданиям ведущих научно-исследовательских институтов страны ученики вели опытническую работу и результаты сотен опытов, проведенных юннатами, были внедрены в производство. За эти годы были подготовлены и обучены тысячи молодых специалистов широкого профиля: механизаторы, животноводы, полеводы. Некоторые продолжили обучение в сельскохозяйственных вузах и техникумах. Более 40 процентов из них остались работать в родных колхозах и совхозах. За высокие достижения в воспитании учащихся и подготовке их к труду школы были отмечены почетными званиями и государственными наградами. Так, например, средняя школа станицы Григорополисской Новоалександровского района была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Опыт и заслуги предыдущих поколений должны стать вдохновляющим примером для подрастающего поколения, которое будет обладать современными знаниями, технологиями и способностью творчески трудиться на благо своей Родины.
В наши дни ученические бригады, чтобы выжить и перейти на новый этап развития, вынуждены приспосабливаться к новым социально-экономическим реалиям. Они ищут пути сбыта полученной сельскохозяйственной продукции, берут в аренду земельные участки у местных администраций и базовых хозяйств. Материальная база бригадного движения укрепляется при поддержке правительства Ставропольского края.
Сейчас в Ставропольском крае функционируют сто сорок пять комплексных ученических бригад, являющихся структурными подразделениями общеобразовательных учреждений. В 188 трудовых объединениях задействовано восемнадцать с половиной тысяч учеников 8-11 классов. Конечно, масштаб современных ученических бригад не тот, что раньше, но усилиями преданных делу людей традиции сохраняются и приумножаются.
Одной из таких хранителей традиций наследия ученических бригад Ставрополья является известный в крае педагог Любовь Ивановна Петриченко – директор средней школы № 8 имени А.В. Грязнова Изобильненского района, в стенах которой и состоялся 47 районный слет ученических бригад. Под ее чутким руководством образовательное учреждение признано образцово-показательным и получило государственную поддержку в виде гранта – миллион рублей.
В школе идеально воплощены соответствие формы и содержания созидательной деятельности педагогов и учащихся. Кругом идеальная чистота и порядок, пришкольная территория похожа на цветник, ученики из звена цветоводов сами ухаживают за клумбами и газонами.
По словам Любови Ивановны, «Ученические бригады в школе – это сложившаяся традиция, начиная с 1957 года. А с 1968 года стали проводится слеты, сегодня это уже 47 по счету районный слет. Это хорошая традиция и ее нужно сохранять потому, что дети имеют возможность приобщиться к научным знаниям и получить практические навыки, научиться истинно свою землю, делать ее богаче и красивее.
Вместе с тем, время внесло свои коррективы. Конечно, производственная практика претерпела существенные изменения, что связано с вопросами фи- нансирования. Раньше мы имели возможность недельной практики учащихся в полевых условиях. Больше не организовываются поездки на поля. Вместе с тем, развиваются направления подготовки школьников в иных востребованных направлениях. Так у нас создано и успешно работает звено рыбоводов. Раньше в его состав входило десять человек, но в этом году смогли взять только четырех ребят. В это звено стремятся многие, так как рыбхоз совместно с центром занятности нашли возможность материального стимулирования их работы начислением заработной платы.
На пришкольном участке работает опытническое звено цветоводов. Ученики многому научились, – сажать и выращивать различные, в том числе, сложные в уходе растения. Коллектив у нас замечательный – учителя умные, творческие, трудолюбивые и работают с душой».
Проведенный на базе школы слет УПБ предполагал обширную программу. После торжественного открытия ученики разделились, чтобы принять участие в соревнованиях. Лучших пытались выявить по десяти номинациям: плодоовощевод, ветеринарный врач, ландшафтный дизайнер, лесовод, эколог, изобретатель и рационализатор, бригадир, механик, технолог-животновод, растениевод, где ребята смогли продемонстрировать уровень своих знаний и практических навыков.
В состав судейской коллегии конкурсов профессионального мастерства входили независимые компетентные специалисты.
К примеру, конкурс «Растениевод» оценивали учителя биологии Паршикова И.Б. «СОШ № 18, Нагдалян И.А. и главный специалист-консультант СИКЦ Юрий Владимирович Власенко: «Ребята готовились в течении всего учебного года, изучали различные культуры и основы полеводства, и в результате показали неплохой уровень знаний. Нужно учитывать, что дети живут в сельской местности и им с детства известно, как выращиваются те или иные растения, как обрабатывается почва, как вносятся минеральные удобрения. Эти знания и практические навыки пригодились конкурсантам в одном из заданий, когда необходимо было сделать правильный расчет для внесения минеральных удобрений. Сегодня все они старались и им было приятно, что они что-то знают и умеют, и эти знания по достоинству оценивают.
Несколько лет назад у нас проводился конкурс пахарей – ребята смогли почувствовать себя настоящими механизаторами. Им это очень нравилось и было интересно. Сейчас, к сожалению, практическую часть существенно сократили.
Совсем не обязательно, что все они станут агрономами, может кто-то из них решит быть механизатором или животноводом. Большой плюс в том, что у них уже есть определенный багаж знаний, который поможет определиться с выбором будущей профессии».
Номинация – «ландшафтный дизайн» появилась в этом году впервые. К этому конкурсу, участники готовились с большой ответственностью: читали специальную литературу, изучали информацию из интернета, дополнительно занимались с учителями. Практические навыки формируются, начиная с пятого класса – на уроках естествознания готовят семенной материал – учатся сеять и пересаживать. Важно, что дети увлечены и проявляют живейший интерес растениеводческим наукам.
Надежда Викторовна Чурсинова — ландшафтный дизайнер, раньше работала в школе учителем биологии. Она привлекла многих учеников к оформлению пришкольной территории, научив их любить и понимать красоту природы Ставрополья.
«Дети получили начальные представления о ландшафтном дизайне, об ассортименте растений, которые выращиваются на территории учебных учреждений, детских садов, больниц. Знают об объектах озеленений и их назначении, об экологических факторах и их влиянии на обустройство и озеленение территорий. Учащиеся разбираются в этих вопросах и дают исчерпывающие ответы. Конечно, они справляются в силу своих способностей, потому что задания достаточно сложные. Но уже сейчас ученики самостоятельно смогут подобрать ассортимент растений для того, чтобы создать клумбу. Практическое задание включало в себя несколько вариантов: это и пикировка рассады, и определение вида цветочных культур по семенам и подготовка питательного раствора».
Важно, что со школьной скамьи дети приучаются к труду, самостоятельности и ответственности. Кроме этого, бригадная работа формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает таланты и творческие способности, а также помогает подросткам создать крепкий фундамент для будущей профессии. Многие из них в свое время пополнят кадры в своем селе.
Арнаутова Дарья, ученица 11 класса отличница и гордость школы № 8 поделилась впечатлениями о слете ученических бригад и своими планами на будущее: «На слете ученических бригад, я принимала участие в конкурсе «ветеринарный врач». Было много интересных и разноплановых заданий. Но главное, что такие соревнования позволяют проверить свои силы перед поступлением в высшее учебное заведение. В этому году я буду подавать документы в Ставропольский аграрный или медицинский университет на ветеринарной факультет. Главным в этой профессии, я считаю, – любовь к животным. Спасибо нашим учителям биологии и химии. Они помогают нам получить необходимые дальнейшей учебы знания. На уроках мы изучаем строение внутренних органов, тканей, костей животных, узнаем о том, какие есть болезни и паразиты, и как они попадают в организм. После окончания вуза я хочу вернуться и работать в родном селе».
По традиции после подведения результатов состязаний, были названы имена победителей, вручены награды и почетные грамоты. Однако, каковы итоги конкурса и его перспективы. Пожалуй, главным итогом проведенного конкурса можно считать единодушное мнение его участников и жюри: необходимо дальнейшее развитие движения ученических бригад, проведение профессиональных конкурсов для сельской молодежи. Оно является прекрасным стимулом для определения своего призвания, понимания сложности и великой значимости труда на земле.