Больше десяти лет тема No-till вызывает ожесточённые споры сторонников и противников технологии прямого сева. Впрочем, в стане последних всё меньше участников. По мнению министра сельского хозяйства края Владимира Николаевича Ситникова, есть положительные примеры использования системы No-till в нашем крае, и это факт, с которым нужно считаться.
Под лупой учёных
О результатах применения «нулевой» технологии на Ставрополье с учётом исследований ставропольских учёных рассказал заместитель директора ФГБНУ Северо-Кавказский Научный Аграрный Центр, заведующий отделом семеноводства профессор Виктор Корнеевич Дридигер.
– Последние годы в Ставропольском крае всё больший интерес вызывает технология возделывания сельскохозяйственных культур без обработки почвы, иначе называемой No-till или прямой посев, – отметил Виктор Корнеевич. – В настоящее время по такой технологии в крае возделывается 277,2 тысячи гектаров, что составляет семь процентов общей площади пашни. Самое большое распространение No-till получил во второй почвенно-климатической зоне, где она занимает 171,2 тысячи гектаров – свыше 11 процентов. Иными словами, каждый девятый гектар пашни во второй почвенно-климатической зоне возделывается без обработки почвы.
Всего в крае по «нулевой» технологии работает 59 сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. В этом году три из них: ООО «Добровольное» и СХП «Урожайное» Ипатовского района, а также ООО «Красносельское» Грачёвского района будут применять её 12-й год подряд. Многие имеют опыт возделывания по No-till от четырёх до восьми лет. При этом площади в крае под технологией прямого сева ежегодно увеличиваются с возрастающей динамикой.
Такому распространению технологии на Ставрополье способствовали научные исследования, проведённые учёными Северо-Кавказского Федерального Научного Аграрного Центра и Ставропольского государственного аграрного университета. Они показали эффективность применения No-till именно во второй почвенно-климатической зоне. По результатам изысканий были даны рекомендации для хозяйств, заинтересованных во внедрении технологии прямого сева.
– Эта технология требует самого пристального внимания, так как обладает целым рядом положительных качеств и свойств, выгодно отличающих её от других технологических решений в растениеводстве, – убеждён учёный.
Бочка мёда
В чём же преимущества технологии прямого сева?
В первую очередь, система No-till обеспечивает большее накопление и лучшее сохранение влаги после атмосферных осадков в почве, что позволяет существенно расширить спектр возделываемых культур и наравне с озимыми на значительных площадях сеять и получать большие урожаи гороха, кукурузы, масличных и даже гречихи, обходясь при этом без чистого пара.
Во-вторых, при применении No-till на поверхности почвы остаются пожнивные остатки, которые надёжно защищают почву от ветровой и водной эрозии, что способствует не только сохранению, но и повышению почвенного плодородия. А об экологической безопасности почвы и, следовательно, получаемой продукции, свидетельствует изобилие дождевых червей, которым, как отмечают «экспериментаторы», этот метод возделывания почвы пришёлся явно по душе.
Высокая агрономическая и экономическая эффективность сельскохозяйственного производства – несомненные достоинства «нулёвки». Так, например, в Ипатовском районе ООО «Добровольное» и СХП «Урожайное» с одного гектара почвы в среднем за последние шесть лет получили 3,734 тонны условного зерна, что на треть больше других хозяйств района. Иными словами, два этих сельхозпредприятия произвели за этот период с одного гектара столько условного зерна, сколько все остальные – за восемь лет.
Другой пример – крестьянско-фермерское хозяйство Стефана Стефановича Водопьянова в Петровском районе края. В прошлом году с каждого из 2700 гектаров имеющейся пашни фермер получил 4,650 кг условного зерна, что в два раза больше, чем в соседних хозяйствах. В Ипатовском и Петровском районах чистая прибыль с 1 га пашни составила от 6650 рублей в ООО «Добровольное» (Ипатовский район), 8,3-8,4 тысячи – в КФХ Водопьянова и в ООО «Хлебороб» (Петровский район) и до 10 тысяч рублей – в СХП «Урожайное» (Георгиевский район). Рентабельность, по утверждению Виктора Корнеевича Дридигера, в сравнении с другими хозяйствами в этих же районах, выше в разы.
И, наконец, производительность труда в сельхозпредприятиях, работающих без обработки почвы, а также количество произведённой на одного работника продукции в денежном выражении значительно превосходят результаты районных «конкурентов».
Ложка дёгтя
– Бытует мнение, что применение технологии No-till, приводит к резкому увеличению расходов на средства защиты растений, – обратил внимание слушателей на возможный негатив ученый. – Надо признать, что этот рост действительно имеет место быть, однако в итоге он с лихвой компенсируется снижением затрат на горюче-смазочные материалы.
За счёт чего удаётся сэкономить сельхозпроизводителям, работающим по системе No-till? Дело в том, что в этой технологии дополнительно применяются лишь гербициды из группы глифосатов. Однако со временем потребность в них значительно снижается, как снижается и потребность в удобрениях. Кроме того, благодаря отказу от обработки почвы, требуется меньше тракторов, не нужен шлейф почвообрабатывающих машин и орудий, а, следовательно, снижаются затраты на ремонт и обслуживание сельхозтехники.
К сожалению, в этой бочке мёда есть своя ложка дёгтя, свойственная внедрению инноваций, кардинально меняющих веками существовавшую систему.
– Достигнутые показатели позволяют хозяйствам, работающим по технологии No-till, занимать верхние строчки по эффективности производства на Ставрополье, – подвёл итог выступлению Виктор Корнеевич Дридигер. – Однако осваивать «нулевую» технологию приходится путём проб и ошибок. Причина тому – отсутствие научного обоснования применения системы No-till в различных почвенно-климатических условиях края. Ставропольская аграрная наука в плане научных изысканий является лидером в России. В крае создан и работает «Союз сторонников прямого сева». Однако научных исследований, которые проводят при поддержке краевого минсельхоза учёные нашего института и СтГАУ, пока явно недостаточно, чтобы дать производственникам точные рекомендации по этой технологии.
Впрочем, изыскания исследователей не просто продолжаются, а вышли на новый уровень. К научной работе по изучению системы No-till применения и аспектам применения технологии в различных агротехнических условиях подключены ведущие научно-исследовательские центры страны. А опыт, полученный в ставропольских хозяйствах, давно работающих по «нулевой» технологии земледелия, может стать действенным трамплином для сельхозпроизводителей, заинтересованных в высокой рентабельности и снижении затрат.
Фото Евгении ДУБ