2023 год – юбилейный для СПК «Хашта» Хунзахского района Дагестана. Сельскохозяйственный производственный кооператив был образован 20 лет назад, а спустя десятилетие получил статус племенного репродуктора. Зарегистрировано хозяйство в селе Тануси, а название получило от одноименной горы и овцеводческой точки, которая потом разрослась до размеров села. Однако «имя» организации для СПК осталось лишь напоминанием о горных пастбищах. И летом, и зимой овцепоголовье пасется в низменности, перемещаясь во время перегона на разрешенные для летнего выпаса участки в соседней Калмыкии. Тем не менее, особенности разведения титульной для республики дагестанской горной породы не мешают сельхозкооперативу получать прекрасное потомство племенных овец и успешно заниматься производством продукции овцеводства.
Семейная династия
В состав сельхозкоператива изначально вошли несколько хозяйств, а возглавил его Гамзат Хайбулаев, который по сей день руководит СПК.
— Вся моя жизнь была связана с аграрным сектором, – рассказал Гамзат Магомедович. – В советские годы работал в колхозе, «дорос» до должности заместителя председателя. Но о том, чтобы заняться овцеводством, честно говоря, мыслей не было – я всегда больше тяготел к технике и заведовал инженерной частью.
На смену деятельности, можно сказать, повлиял случай. В постсоветские годы в Дагестане действовала программа «один к одному», по которой крупный рогатый скот обменивали по весу на овец. Один из сыновей руководителя, Шамсудин, узнав об этом, во время отъезда родителей решил проявить инициативу и отвел домашних буренок в пункт обмена, а взамен пригнал небольшое овцепоголовье.
Можно представить негодование матери, обнаружившей потерю «кормилиц». Одну из них удалось вернуть, а овцы в итоге прижились. Возможно, кто‑то и скажет, что это случайность, но в жизни, как известно, все предопределено. Овцепоголовье со временем выросло, а позднее возникла идея объединиться с единомышленниками в сельхозкооперации.
Гамзат Хайбулаев воспитал четверых сыновей и одну дочь. По окончании школы старший, Магомед, поступил на экономический факультет Института народного хозяйства в Ростове-на-Дону. Два средних брата – Дибир и Шамсудин выбрали для себя специализацию «ветеринария» в махачкалинском аграрно-экономическом колледже. Младший сын, Юнус, еще будучи школьником, решил, что практика – это лучший учитель, и остался в хозяйстве смотреть за овцепоголовьем.
Сегодня Магомед Хайбулаев – правая рука председателя. Он помогает отцу с документацией, консультирует по юридическим и экономическим вопросам, а последние год-полтора исполняет обязанности руководителя. Шамсудин и Дибир Хайбулаевы после колледжа окончили ветеринарный факультет Дагестанского государственного аграрного университета имени М. М. Джамбулатова и работают по специальности в Хунзахском районном ветеринарном управлении. Шамсудин Гамзатович – ветеринарным врачом, Дибир Гамзатович – ветфельдшером.
Вклад средних сыновей в семейное дело – помощь по вопросам ветеринарии и зоотехнии. А на плечах младшего сына еще со школьных лет лежит забота об овцепоголовье. Его должность в хозяйстве – старший чабан.
Кто ищет – тот находит
Первоначально зимние пастбища хозяйства были расположены в окрестностях села Новый Тануси Бабаюртовской зоны отгонного животноводства. В то время маточная отара СПК «Хашта» насчитывало около 500 овцематок. Но когда численность животных выросла, остро встал вопрос о необходимости смены места дислокации, так как местных пастбищ уже не хватало для удовлетворения потребностей значительно увеличившегося овцепоголовья.
Найти в Дагестане место, удачное с точки зрения овцеводства, задача крайне непростая. Не будет преувеличением сказать, что в республике, известной самым большим в России поголовьем овец, присутствует борьба за лучшие пастбища. Выбор танусинские овцеводы остановили на Ногайском районе Кочубейской зоны зимнего выпаса овец и перевели поголовье в окрестности села Кумли, которое в переводе с ногайского имеет говорящее название «Песчаное». В здешних местах не редкость песчаные бури, а мелкодисперсная пыль образует туман, который в лучах палящего южного солнца приобретает красный оттенок.
Несмотря на сложные природно-климатические условия, овцы в ногайских степях акклиматизировались быстро. Первое время отару продолжали перегонять в горы. Однако большое расстояние – несколько сотен километров до горных пастбищ – заставило искать иные возможности для летнего содержания животных.
«Кто ищет – тот всегда найдет», – утверждалось в знаменитой советской песне про веселый ветер. Изречение, ставшее крылатым, никогда не теряет актуальности. Танусинские овцеводы обратили внимание на находящуюся по соседству республику Калмыкию, где в долине реки Кумы расположены хорошие пастбища, способные прокормить не одну тысячу овец. Поэтому уже в апреле, до наступления жарких дней, поголовье с подросшими ягнятами перекочевывает на летнюю площадку. Перегон длится недолго, меньше недели – отары хозяйства преодолевают этот путь всего за три-пять дней.
— Наши овцы уже привыкли к содержанию в условиях низменности, – объясняет руководитель. – Они прекрасно чувствуют себя в степях, богатых разнообразной растительностью, и быстро набирают вес.
Шерсть – в минусе, мясо – в плюсе
Общая численность овцепоголовья СПК «Хашта» насчитывает 3200 голов дагестанской горной породы, из которых 2700 – овцематки. В 2013 году предприятие получило статус племенного репродуктора, а впоследствии продлило свидетельство на второй год. Последние три года племенная работа ведется совместно со специалистами ООО НПФ «Племсервис».
В 2014 году кооператив закупил в племенном хозяйстве СПК «Красный Октябрь» Казбековского района 750 голов овец породы артлухский меринос. Это новый высокорентабельный тип овец на основе дагестанской горной породы. Преимущество артлухских мериносов – они быстрее набирают вес и дают более тонкую шерсть.
Однако в последние годы тонкое руно перестало пользоваться спросом. По признанию танусинских овцеводов, за шерсть дают сущие копейки. Поэтому в нынешних экономических реалиях делать упор на шерстяном направлении продуктивности смысла не имеет.
— Раньше все овцеводы ждали стрижку, – рассказал Магомед Гамзатович. – Деньги, вырученные от реализации шерсти, покрывали многочисленные расходы на окотную кампанию и купку овец. Да еще оставались средства на перегон поголовья на летние пастбища. Однако сейчас ситуация изменилась. В прошлом году за шерсть предлагали не больше 40 рублей, а стрижка одной овцематки обходилась втрое дороже.
Другое дело – мясо. Баранина растет в цене, а спрос на нее с годами только увеличивается. Продают овец в живом весе, что значительно дешевле, чем на прилавках в магазине. Однако собственного убойного цеха у хозяйства нет, а основную «маржу» получают перекупщики.
Помимо овцеводства, в СПК «Хашта» разводят крупный рогатый скот. Имеется небольшое поголовье молочных коров местных пород – 70 голов, а также около 50 буйволов, для которых окрестности озера Кизикей, находящегося неподалеку – это настоящий рай.
— Буйволы у нас уже давно, – объясняет Шамсудин Хайбулаев. – Со школьных лет помню, что мы их держали. Животные неприхотливые, особых условий для их содержания не требуется. Главное, чтобы была вода. Зато выход мяса у них достаточно большой.
Особенности раннего окота
Окотная кампания в СПК «Хашта» начинается уже зимой – первые ягнята появляются на свет в конце января – начале февраля, а последний приплод в хозяйстве получают уже в 20‑х числах марта. Шамсудин Хайбулаев перечисляет преимущества ранних сроков ягнения.
— Зимнее потомство более сильное и крепкое, а значит, и более здоровое, – опираясь на данные научных исследований и собственный опыт, утверждает дипломированный специалист. – Кроме того, окот в холодное время года легче переносится животными: при низких температурах меньше выделяется аммиака, снижается распространение бактерий, благодаря чему создается лучший бактериальный фон. Соответственно, овцематки и ягнята меньше подвержены болезням. Кроме того, полученный приплод можно реализовать уже в мае, когда еще сохраняется высокая цена на баранину в живом весе.
Однако нужно понимать, что успех ранних окотов, зависит, прежде всего, от наличия в хозяйстве достаточного количества кормов и правильной организации труда.
— Ягнятам обязательно нужно своевременно получить первую порцию молозива, – объясняет Шамсудин Гамзатович. – С момента рождения до начала вскармливания должно пройти не более четырех-шести часов. Только так можно сформировать сильный иммунитет, и ягненок будет более адаптированным к окружающей среде. Поэтому хороший чабан в период окота даже свою кровать оборудует прямо в базу, чтобы не пропустить это время и в установленные сроки выполнить все необходимые процедуры.
Окотную кампанию этого года специалист оценивает положительно. Из каждой тысячи овцематок 250-300 принесли двойни, поэтому выход составил около 110 процентов.
В рабочем режиме
Жизнь овцевода, что называется, работа до упада. Трудности по-настоящему мужского дела не каждому по плечу. Современная молодежь привыкла «нежиться» в комфортном быте и чувствовать себя героями в компьютерных баталиях. Чабанский труд таким не по плечу. Еще сложнее обстоит дело с пастухами, которых нанимают для выпаса крупного рогатого скота.
По словам руководителя, проблема с кадрами стоит крайне остро. Чтобы привлечь людей, для работников создают все условия – от приличной заработной платы до бесплатного проживания и питания.
— Для того, чтобы заниматься овцеводством, одного желания мало, – убежден Гамзат Хайбулаев. – Нужно, прежде всего, любить свою работу. Но и к руководителю требования особые. Среди чабанов ты и сам должен мыслить, как чабан, чтобы понимать их нужды и чаяния. А если тебе стыдно заходить в чабанское пристанище, то какой из тебя председатель?
Другая немаловажная обязанность руководителя – забота не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне сельхозпредприятия. В СПК «Хашта» значительные средства выделяют на укрепление материально-технической базы. Не так давно из бетонных плит в хозяйстве построили новые базы, возвели помещения для содержания животных. К зимнему кутану подвели электричество, что потребовало установки 38 столбов. В этом году работа по обустройству будет продолжена.
В общем, расходы у сельхозкооператива большие, но танусинцы руки не опускают. Переиначив известную пословицу, на господдержку надеются, но сами – не плошают!