Сегодня колхозу «Маныч» Апанасенковского района, руководит которым последние десять лет Сергей Павлович Фисенко, присвоен не только статус племенного завода, но селекционно-генетического центра по тонкорунному овцеводству. Без лишних слов это говорит о том, что ответственность у хозяйства – большая.
Колхоз был образован в 1953 году путём слияния четырёх мелких предприятий в одно крупное и получил первоначальное название «Путь к коммунизму». Уже тогда приоритет в производстве отдавался овцеводству. И задача зоотехнической службы сводилась к тому, чтобы получить более качественную шерсть. Для этой цели всё активнее начали завозить из государственного племзавода «Советское руно» Ипатовского района баранов-производителей ставропольской породы, автором которой является Герой Социалистического труда В. В. Снеговой. Эти животные отличались меньшей складчатостью кожи, лучшим, чем у прежних типов мериносов, телосложением. И бараны, и матки были довольно крупные, с крепкой конституцией, густой шерстью, отличной оброслостью брюха и спины, неплохой длиной руна, белым и светло-кремовым жиропотом. Важными качествами считались и хорошая их приспособленность к местным условиям, в том числе к безводной, засушливой зоне, способность переносить недокорм, быстро нагуливать вес.
Так, с середины прошлого века в колхозе стартовала интенсивная селекционная работа, направленная на улучшение породных признаков овец. Заметные сдвиги появились, когда в начале 70-х годов в хозяйство завезли австралийских мериносовых баранов. Целая команда специалистов высшего и среднего звена, а также рядовые труженики, включая чабанов сельхозпредприятия, непрестанно работали над тем, чтобы овцепоголовье в общем стаде было однородным, главная продукция отрасли – шерсть радовала свои качеством. Как следствие, в 1975 году колхозу присвоили статус племенного завода по разведению овец ставропольской породы.
Казалось бы, получена прекрасная порода, что ещё нужно? Только зоотехники и селекционеры не могли сидеть, сложа руки, потому что им хотелось большего, вернее – лучшего. Их конечной целью являлось лишь одно – по шёрстным показателям приблизиться к мировому идеалу – австралийским мериносам. Поэтому все специалисты-единомышленники занимались повышением количества и качества руна. Прежде всего, их деятельность концентрировалась на увеличении длины шерсти, ведь от этого напрямую зависел общий настриг, и в конечном результате – доход хозяйства. Второй значимой задачей было её облагораживание: чтобы жиропот стал как можно белее – он тогда лучше растворяется в воде, значит, быстрее вымывается, отчего ткань впоследствии легче и равномернее окрашивается. Много внимания уделялось тонине шерсти.
Успеха в селекционно-племенной работе достигли благодаря отбору лучших животных, подбору пар при осеменении по определённым признакам, проведению регулярной бонитировки, проверке баранов-производителей по качеству полученного потомства. Следует отметить и то, что за овцепоголовьем тогда был прекрасный уход. Каких только кормов не заготавливали – силос, сенаж, зернофураж, травяная мука, сено… Приобретались минеральные добавки, концентраты, витамины, соль-лизунец, мел. На период окота и выпаса сакманов привлекались студенты, школьники и рабочие из других организаций, что положительно отражалось на сохранности новорождённого молодняка. А летом маточное поголовье выпасалось и содержалось отдельно от ягнят, так как взрослым животным вполне хватало одной травы, но малышей, ещё не совсем окрепших, следовало подкармливать измельчённым зерном. И тогда они к моменту формирования новых отар имели обычно вес 27‑30 килограммов. После отбивки и бонитировки лучших ярок оставляли для пополнения колхозного основного стада овец. В сельхозпредприятии обязательно имелась такая половозрастная группа, как переярка. К осеменению приступали только тогда, когда животные хорошо сформируются и будут физически развитыми. Баранчиков же обычно делили на две группы. Лучших из них отбирали и продавали как племенной товар в самые разные уголки нашей страны. В стабильные годы реализовывали до 10‑11 тысяч голов. А худших по племенным качествам – откармливали и отправляли на мясокомбинат. Ещё руководство колхоза держало на постоянном контроле такой немаловажный вопрос, как условия содержания животных. Кошары в хозяйстве были добротными. Регулярно обновлялись щиты, ясли, кормушки и прочий инвентарь. Наконец, пристальное внимание уделялось пастбищам: целые бригады выходили на борьбу со злостным засорителем шерсти, которым считался крымский репей. Регулярно скашивали метёлки ковыля-волосатика или тырсы, иначе её семена на порядок снижали качество не только руна, но и мяса, проникая под кожу. Чтобы травостой на целине мог восстановиться, строго соблюдали стойловый период, длившийся тогда 180 дней.
Проделанная на протяжении многих лет работа увенчалась очередным успехом – в 1985 году в колхозе утвердили на государственном уровне овец манычского типа. А спустя восемь лет, в 1993 году, была создана новая тонкорунная порода – манычский меринос. Она – шёрстно-мясного направления продуктивности. Животные отличаются крепкой конституцией, компактностью, пропорционально сложенным туловищем. Складчатость – умеренная, на шее бурда или одна-две складки. Шерсть – длинная, однородная, извитость – равномерная. Выход руна повысился до 54‑56 %. В числе авторов манычского мериноса – знаменитый овцевод Апанасенковского района, Герой Социалистического труда, Академик Василий Андреевич Мороз.
Следующий этап селекционной и племенной работы в колхозе «Маныч» проводился под руководством главного зоотехника Сергея Чирвы. В хозяйство он пришёл в 1988 году, отрасль возглавил в 2002. В 2013 году Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выдало все необходимые документы, подтверждающие очередное достижение сельхозпредприятия – новый восточно-манычский тип овец. От родительской формы – манычских мериносов – они отличаются полной комолостью баранов и маток, отсутствием складок и бурды на шее, притом, что кожа у них очень тонкая, нежная, с равномерными складками по всему туловищу, повышенной энергией роста молодняка. Ягнята к отбивке превышают современные требования по живой массе, разработанные для шёрстно-мясного типа овец на 6‑11 %, а в возрасте 12 месяцев – на 7‑15 %. Ещё у данных животных весьма тонкая шерсть независимо от половозрастной группы – от 17 до 22 микрон.
– В заводском типе у нас основаны три линии – ВМ‑176, ВМ‑33 и ВМ‑22. В процессе работы над созданием овец восточно-манычского типа был значительно увеличен выход чистого волокна с 55 % до 65 %. А убойный выход у молодняка в возрасте 7‑9 месяцев возрос с 39 % до 44 %, – информирует Сергей Лукич.
Попутно в колхозе велась работа и над совершенствованием мясных качеств. Ещё в 2004 году при поддержке Национального союза овцеводов сюда впервые завезли австралийских мясных мериносов. Учёные ВНИИОКа разработали план мероприятий по прилитию крови заграничных баранов и дальнейшим действиям. Опять же понадобилось немало времени, сил и терпения, чтобы 2016 год увенчался успехом – на государственном уровне была представлена и защищена новая порода, имя которой – российский мясной меринос. В 2017 году колхоз «Маныч» и ещё пять коллективных предприятий АПК Ставропольского края получили патент на разведение и реализацию данной породы. Новое селекционное достижение характеризуется крепкой конституцией, пониженной складчатостью, стопроцентной комолостью в стаде, густой и тонкой шерстью, уравненной по длине и тонине с соответствующим для мериносов комфорт-фактором. У них высокая (на 15‑22 % выше, чем у исходных материнских форм) энергия роста. Убойный выход возрос на 3,4‑4 % при более высоком коэффициенте мясности. Конечно же, больше мышечных волокон, они – тоньше, поэтому наблюдается мраморность мяса и лучшие его вкусовые качества.
На сегодняшний день в колхозе насчитывается 11 300 голов овец, из них российских мясных мериносов – 1129, восточно-манычского типа – 900 голов, остальные – манычские мериносы. Это говорит о том, что производство шерсти в отрасли по-прежнему находится на первом месте. Не так давно она попала на аукцион, проводимый в Италии. Эксперты очень удивились показателям её качества, указанным в сертификатах, не поверили и провели дополнительные исследования. Когда цифры подтвердились, их изумлению не было предела – в России прекрасная тонкорунная шерсть!
Являясь племзаводом и селекционно-генетическим центром, статус которого присвоен в 2014 году, колхоз «Маныч» получает неплохую государственную поддержку на развитие отрасли. Ведь здесь не намерены останавливаться на достигнутом ни зоотехник Сергей Лукич Чирва, ни старшие чабаны Виктор Дмитриевич Веснин, Виктор Васильевич Рассказов, Юрий Александрович Гордеев, Абдулгани Омарович Алиев, ни другие специалисты.