Россия и Белоруссия договорились постепенно отменить систему разрешений для автоперевозок в третьи страны. Белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке и наоборот. Транзитные перевозки в третьи страны со временем станут не трех-, а двусторонними. По мнению участников рынка, соглашение позволит снизить цены, при этом оно выгоднее для белорусских перевозчиков, поскольку те получают доступ к более крупному рынку.
Правительства РФ и Белоруссии 18 августа подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Сейчас, сообщил Минтранс РФ, перевозки между государствами не требуют получения разрешений, кроме перевозок грузов в третьи страны и из них. «Соглашение предусматривает постепенную отмену разрешительной системы, которая касается международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны или из них»,— пояснили там, уточнив, что отмена будет осуществляться поэтапно до 2030 года, начиная с 1 января 2024 года. Как сообщил Минтранс Белоруссии, реализация соглашения позволит выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России, а к 2030 году поэтапно перейти к полной безразрешительной системе для международных автоперевозок грузов.
Решение логичное и назревало не первый год, говорит Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России.
«В настоящий момент при доставке товаров российским перевозчикам система третьих стран уже не работает, в текущих реалиях это глобально не повлияет на ситуацию на рынке международных перевозок,— полагает он.— Относительно доставки товаров из Европы въезд российским и белорусским машинам закрыт, как и для европейских перевозчиков закрыт въезд в Республику Беларусь и Россию. В случае же взаимной отмены ЕС, Россией и Беларусью ограничительных мер основным сдерживающим фактором будут совсем другие критерии — количество транзитных разрешений».
Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская считает, что цель данного законопроекта — повышение «конкурентного положения и наших, и белорусских автоперевозчиков относительно иностранных». Соответственно, полагает она, результатом должно стать снижение стоимости перевозки у российских и белорусских перевозчиков относительно поляков и прибалтов, увеличение количества заказов, рост объемов автоперевозок. Руководитель развития партнерской сети автосборного сервиса VIG Trans Юлия Сула считает, что в сложившейся ситуации данная мера позволит максимально обеспечивать грузопоток по необходимым России и Белоруссии маршрутам, исключит дефицит транспорта по обозначенным направлениям и, как следствие, не допустит увеличения стоимости перевозок. Специалист по операционной работе Novelco Сергей Трукшин также говорит, что можно надеяться на некоторое снижение стоимости перевозок за счет большего числа предложений.