В первые три месяца текущего сельскохозяйственного года (июль-сентябрь) Россия отправила за рубеж более трети от годового экспортного потенциала пшеницы, как сообщил сегодня Евгений Зайцев, заместитель руководителя центра «Агроэкспорт» при Министерстве сельского хозяйства, на конференции «Российское растениеводство» в Москве.
По его словам, экспорт в этом сельскохозяйственном году начался активно, несмотря на ограничения импорта пшеницы, введённые Пакистаном, Турцией и Казахстаном. Основным импортёром в этот период стал Египет, который закупил более трёх миллионов тонн пшеницы.
«Проблемы с урожаем в Европе и конкурентоспособная цена российской пшеницы позволили нам увеличить присутствие и в других африканских странах, — сообщил Зайцев. — Так, значительно вырос экспорт в Марокко — на 0,4 миллиона тонн, и в Нигерию — на 0,3 миллиона тонн. Также мы видим небольшой прирост и в азиатском направлении».
По словам Зайцева, на фоне растущего спроса со стороны стран Северной Африки усиливается позиция России в этом регионе. «Ключевым поставщиком в эти страны является Франция, но из-за снижения урожая пшеницы в этой стране в текущем году и ухудшения дипломатических отношений с Алжиром интерес к причерноморскому зерну растёт», — отметил он.
Это во многом связано с тем, что причерноморская пшеница долгое время торговалась со значительным дисконтом к европейской. «Однако в последние месяцы экспортные цены на российскую пшеницу демонстрируют уверенный рост, сокращая разрыв с европейской пшеницей», — подчеркнул Зайцев.
Говоря о торговле ячменём, Зайцев сообщил, что его мировые запасы в текущем сезоне ожидаются рекордно низкими за последние 40 лет. «При этом в одном из основных регионов сбыта российского ячменя — Китае — мы наблюдаем снижение интереса к нему на фоне собственного высокого урожая кукурузы и пшеницы, которые могут замещать ячмень, — сказал он. — В то же время вырастет спрос со стороны Ирана и особенно Саудовской Аравии, Ливии и других ключевых импортёров ячменя из России».
Также Зайцев заявил, что экспорт кукурузы за июль-сентябрь превысил четверть от возможного объёма (экспортировано 2,4 миллиона тонн, согласно презентации). Традиционно основные поставки были в Иран и Турцию. По оценкам, Иран в этом сезоне может импортировать значительный объём кукурузы — 7,6 миллиона тонн.
«Турция снизила импортную пошлину на ввоз одного миллиона тонн кукурузы до 5% до конца года, что также указывает на интерес к закупкам этой культуры. На этом фоне могут возникнуть новые торговые потоки кукурузы — так, поставки из США в ЕС стали первыми за много лет. Вероятно и усиление присутствия южноамериканской кукурузы в Средиземноморском регионе», — сказал он.
Говоря об экспорте российского гороха, который в прошлом сезоне установил рекорд, Зайцев отметил, что в этом сельскохозяйственном году повторить его вряд ли удастся, поскольку ЕС с 1 июля ввёл заградительные пошлины на его поставки (50% от таможенной стоимости), а также снизился спрос со стороны Китая и Индии.
«В этой связи очень важно диверсифицировать поставки и работать в других направлениях, например, укрепить присутствие российского гороха на рынках Бангладеш и Пакистана, куда Россия уже поставляла горох», — считает Зайцев.
Максимумы по поставкам гороха были установлены в Бангладеш в 2021/22 сельскохозяйственном году — 279 тысяч тонн, а в Пакистан в 2020/21 сельскохозяйственном году — 169 тысяч тонн.
Зайцев напомнил, что в прошлом сельскохозяйственном году Россия поставила за рубеж рекордный объём зерновых и зернобобовых культур — более 76 миллионов тонн (72 миллиона тонн зерновых и 4 миллиона тонн зернобобовых), что на 15 миллионов тонн больше, чем за предыдущий сельскохозяйственный год.
Ключевыми направлениями традиционно стали страны Ближнего Востока, куда было отправлено около 24 миллионов тонн (на 0,1 миллиона тонн больше), а также Северная Африка — 16,2 миллиона тонн (на 1,8 миллиона тонн больше).
Поставки в страны Юго-Восточной Азии увеличились на 8,5 миллиона тонн и превысили 20 миллионов тонн.