Ещё до всяких санкций, эмбарго и программ по импортозамещению в Курском районе Ставрополья реализовали крупный инвестиционный проект по строительству консервного завода. В 2008 году он выпустил свою первую продукцию – консервированные овощи. Сейчас консервный завод «Русский» и его торговая марка «Русское село» известны на всю Россию и даже в Берлине.
От идеи до завода
Несколько лет назад казалось, что село Русское на юго-восточной окраине Ставрополья ждёт печальная судьба. Местный совхоз распался, и коренные жители потянулись за работой в другие сёла. Остановить их могло только одно – создание крепкого градообразующего предприятия.
На счастье селян, два курских предпринимателя-управленца Александр Дыдымов и Геннадий Туркинов присмотрели Русское в качестве базы для крупномасштабного строительства. Они взлелеяли и воплотили в жизнь идею создания консервного завода, сырьё для которого можно было выращивать здесь же, в Курском районе.
В 2007 году были сданы в эксплуатацию помещения и закуплено оборудование на 200 миллионов рублей. И так получилось, что в разгар кризиса 2008 года консервный завод «Русский» под управлением Геннадия Николаевича выпустил свою первую продукцию.
«Мы начинали с двух маринадных линий. Производили консервированные томаты, маринованные огурцы и ассорти из этих овощей, – вспоминает главный технолог завода Инна Ефимёнок. – Потом в 2009 году мы приобрели линию по производству зелёного горошка. В 2010 году у нас появилась линия по производству пюре-полуфабрикатов: овощных и овощефруктовых, фруктовых с асептической фасовкой для промышленной переработки».
На заводе используются исключительно самые современные производственные итальянские линии по переработке овощей и фруктов известных фирм Tecnoceam и Panini. Они позволяют выпускать более полумиллиона физических банок консервов в сутки, или 30 миллионов условных банок в год!
Кадры решают всё
Конечно, такая загрузка бывает не постоянно, только когда поступают крупные заказы для производства консервов. В такие периоды завод может работать круглосуточно и обеспечивать, занятость порядка 300 человек. Как отметил юрист-консультант предприятия Андрей Гупалов, для многих эта работа является сезонной, и кадры часто меняются. Но и он сам, и другие главные специалисты трудятся на заводе с самого его основания.
Обучать специалистов приходилось прямо на предприятии, поскольку вся молодёжь в 2000-е годы пошла в менеджеры, юристы и экономисты. Перспективных кадров с техническим образованием на селе было не сыскать.
«Мы ездили даже в Армавир. Предлагали взять на стажировку студентов, предлагали рабочие места выпускникам, ведь нам нужны не только технологи, но и лаборанты, и микробиологи, – отмечал исполнительный директор завода Александр Плеханов. – Но, к сожалению, уговорить молодежь приехать в село трудно».
Только теперь, когда предприятие крепко стало на ноги и селяне увидели, что у них есть перспектива профессионального роста и стабильного достойного заработка, молодые люди потянулись учиться на нужные заводу и овощеводческому подразделению специальности.
Несомненно, на настроения жителей села повлияла и социальная программа завода «Русский». За его счёт, например, построена новая школа для 300 детей, с современным стадионом, спортгородком и тренажёрами. Благодаря инициативе Геннадия Туркинова окультурены два родника в Курском районе. А что нужно молодым специалистам, кроме зарплаты? Ну конечно, возможность дать хорошее образование детям и обеспечить их досуг.
На ароматном конвейере
В огромном цеху завода витают пряные запахи. Так обычно бывает дома, когда хозяйки закатывают банки на зиму. Здесь тоже идёт заготовка овощей, но масштаб у неё несоизмеримо больше. Вместо тазов, кастрюль и ручных закаточных машинок шумно гудят конвейеры станков.
С двух сторон транспортёр окружают женщины в белых халатах, которые укладывают в банки подъезжающие к ним овощи, будь то огурцы или помидоры. Дальше аппарат на конвейере заливает их горячим рассолом. Следующий станок закатывает банки крышками. Потом грузчики помещают их в огромные автоклавы, где идёт стерилизация. В каждую такую ёмкость вмещается семь тысяч жестяных банок горошка.
Ручная укладка овощей, пожалуй, самая тяжёлая работа. Целый день нужно не только быстро жонглировать помидорами и огурцами, но бдительно следить, чтобы в банки попадала только качественная и чистая продукция.
То ли дело линия по производству пюре, где вмешательство человека минимально. Но и рабочих мест она даёт меньше.
Очередь в банку
Сезон консервации на заводе «Русский» начинается в середине июня с переработки зелёного горошка. Его выращивают на соседних полях, в ООО «СтавАгроКом», как и большую часть сырья. Сельхозугодья постоянного поставщика занимают тысячу гектаров. На них оборудована инновационная система капельного полива, ведь без орошения в засушливых условиях юго-востока края овощи не вырастишь.
Для уборки зелёного горошка это предприятие первым в крае обзавелось голландским комбайном, который одновременно убирает и лущит стручки. В течение двух часов после сбора урожай проходит все стадии переработки, сохраняя нежный, сладкий вкус, который особенно ценят потребители. Этот чудесный горошек в жестяных и стеклянных банках под торговой маркой «Русское село» можно купить в разных регионах страны. Он неоднократно завоёвывал медали всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень» в Москве и удостоился золотой медали даже на «Зелёной неделе» в Берлине.
Следом за горошком подходят огурцы. Их сортируют по размеру и закладывают в соответствующую тару. Корнишоны от 6 до 9 см консервируют в баночках 0,67 и 0,72 л. Средние огурчики 9–12 см подходят для банок 0,95 и 1,8 л. А уж те, которые переросли высоту мелкой тары, закатываются в трёхлитровые банки, если, конечно, на них есть заказ.
За огурцами поспевают помидоры. Их консервируют и отдельно, и с огурцами, и в собственном соку, а также перерабатывают на пасту.
«Томатную пасту мы производим без всяких консервантов и крахмала. Используем только свежие томаты, – подчеркивает главный технолог Инна Петровна. – Наша томатная паста содержит 25 % сухого вещества. Если в цех томаты поступают с уровнем сухого вещества 5 %, мы их увариваем в пять раз. Из 5 кг помидоров получается 1 кг пасты, но зато она чисто натуральная!».
Эти слова можно отнести ко всей продукции завода. Производство натуральных консервов – один из ключевых принципов работы компании. Никаких ГМО, консервантов, ароматизаторов, красителей и прочих пищевых добавок. Рецептура большей части продукции соответствует ГОСТам, а остальное закатывается по строгим требованиям ТУ. Каждый этап производства контролируют специалисты лаборатории завода. Они отслеживают качество сырья, соблюдение технологии и санитарно-гигиенических норм.
В сезон созревания овощей завод старается заготовить как можно больше полуфабрикатов. Речь идёт об овощных и фруктовых пюре, которые не спеша доработают зимой. И производство простаивать не будет, и у людей будет работа и зарплата.
«Свежие овощи и фрукты мы дробим, увариваем и расфасовываем в асептические мешки, в которых пюре может храниться в течение 12 месяцев, – объясняет Инна Ефимёнок. – В кабачковое и баклажанное пюре зимой добавляем обжаренный луки, морковь, томатную пасту и получаем кабачковую и баклажанную икру. Из тыквенного и яблочного пюре производим соки».
Помидоры на полях «СтавАгроКома» дозревают весь сентябрь. Как и горошек, их убирают суперсовременным комбайном и перерабатывают на томатную пасту.
Впереди у завода переработка последних в этом сезоне кабачков, за которыми на консервацию поступят яблоки. Их тоже выращивает «СтавАгроКом» в яблоневом саду на 150 гектарах. В планах предприятия – расширение посадок до 300 гектаров, с тем чтобы к 2020 году получать до 8 тыс. т яблок. Они будут востребованы не только консервным заводом при производстве пюре и соков, но и в свежем виде в торговых сетях, где пока преобладают иностранные фрукты.
Наличие подразделений, которые производят овощи и яблоки специально для консервного предприятия, существенно облегчает его работу и позволяет, во-первых, получать высококлассное подходящее сырьё, а во-вторых, планировать загрузку цехов. Овощи от сторонних производителей приходится закупать, только когда завод получает большой заказ и собственных ресурсов не хватает.
«Русское село» на полке
Полные консервные банки с аппетитным содержимым поступают в упаковочный комплекс, оборудованный двумя автоматическими линиями этикеровки и формирования паллет. Затем готовая продукция отправляется в логистический комплекс, расположенный в Моздоке.
Дальше реализацией консервов занимается торговый дом «Русское село». Под его торговой маркой продаются баночки мелкого формата. А для потребителей, которые предпочитают покупать большой объем продукции, предлагается ассортимент в крупной упаковке – под торговой маркой «Консервный завод Русский».
Всего в ассортименте «Русского» около 20 наименований консервов. Это и перец сладкий маринованный, и огурцы консервированные стерилизованные, и томаты консервированные с зеленью, и томаты маринованные бурые и зелёные, и несколько видов ассорти, маринованные кабачки, капуста и даже арбузы!
По словам генерального директора предприятия Геннадия Туркинова, со сбытом продукции в торговых сетях Ставрополья сейчас уже проблем нет, хотя первоначально новому заводу было проще пробиться на рынки Москвы и Подмосковья, чем родного края. Потребители во всех регионах страны быстро распробовали особый, знакомый с детства вкус натуральных овощных консервов и целенаправленно ищут знакомый лейбл на этикетке – «Русское село».
У завода нет особых секретов. Просто он контролирует производство, начиная с подбора сортов, высеваемых в ООО «СтавАгроКом». Там внедряются новейшие агротехнологии, которые на курских полях усовершенствуются и адаптируются к местным агроклиматическим условиям при участии голландских специалистов. Между уборкой урожая и переработкой нет временного зазора. В банки продукция попадает уже через несколько минут. При консервации используются традиционные, проверенные десятилетиями рецепты.
Симбиоз овощеводства и переработки позволяет при наивысшем качестве продавать консервы по доступной цене. Экономичное и высокопроизводительное оборудование также сокращает затраты и снижает себестоимость продукции.
Помимо выпуска консервов «Русское село» и «Консервный завод «Русский», предприятие предлагает услуги по производству плодоовощной консервации под торговой маркой заказчиков. При этом специалисты завода готовы не только в срок произвести, но и разработать рецептуру, обеспечить сертифицирование товара, продумать дизайн и изготовить упаковку. У него уже был опыт производства консервов под такими торговыми марками, как «Огородников», «Lutik», «Правильное решение».
«Мы твердо убеждены: здоровые продукты – это наше здоровье и здоровье наших детей, – заявляют в компании. – Именно поэтому консервация «Русское село» полностью соответствует принципам безопасности продуктов питания».