Жертвой коррупции может оказаться объект, построенный на средства по линии ФЦП и вроде бы уже сданный в эксплуатацию мясо-молочный комплекс (ММК) «Сагопшинский».
Когда еще только было заявлено руководством республики о проекте строительства этого объекта животноводческой направленности в Малгобекском районе Ингушетии многие аналитики и специалисты выразили по этому поводу определенный скепсис. Дело в том, что еще по определению специалистов советской аграрной школы (бывших куда более компетентными, нежели воспитанники диверсионных училищ), равнинные площади Малгобекского района традиционно являлись благодатной почвой для растениеводства и даже виноградарства, но никак не животноводства.
Но даже при этом, соскучившиеся по реальному труду и собственному производству жители Ингушетии с нетерпением следили за новостями, радуясь, что вот-вот в республике заработает линия производителей отечественной мясо-молочной продукции и утрет нос всяким западным «санкционистам».
И вот весной текущего года пресс-служба главы РИ, а вторя ей и прочие «заинтересованные» СМИ, радостно поведали миру о завозе в комплекс первой партии племенных коров галштино-фризской породы в количестве 285 голов.
А в день «инспекции» ММК Юнус-беком Евкуровым даже произошло знаменательное событие – появился первый приплод, теленок белой масти, ласково названный Апрелькой. В честь месяца появления на свет, наверно. По этому случаю глава даже лично пообщался с коровой-роженицей.
За апрелем наступил май и логично было бы полагать, что при очередных инспекциях главы должны уже здесь рождаться телята Майки и Юньки… Видимо так и происходило бы в любом регионе, если руководство там специализировалось бы не на «пускании пыли в глаза» обществу и раздувании «мыльных пузырей» перед федеральным центром, как уже бывало неоднократно на встречах ингушского руководителя с Президентом России.
А ведь только по официальным данным на строительство этого комплекса было израсходовано почти 800 миллионов рублей, по линии ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг». Еще в процессе строительства этого объекта, может быть по причине вовлечения в этот процесс не совсем добропорядочных особ из ближайше-обласканного окружения главы Ингушетии, вокруг комплекса происходили уголовно-коррупционные события. В МВД республики велось следствие на предмет хищения бюджетных средств, выделенных в рамках ФЦП ГУП «Атлас» для строительства ММК в Малгобекском районе.
Подозреваемыми оказались директор ГУП «Атлас» Бузуртанов Х.Р. и его родственник и покровитель — вице-премьер, очередной министр сельского хозяйства Яндиев Дауд, тот самый, который на предыдущих про-заседаниях докладывал главе о «нерадивых директорах ГУПов».
Упомянутый Бузуртанов Х.Р. обвинялся в том, что составил липовый договор с фирмой «Казбек» из РСО-Алания и перечислил на ее счет более двенадцати миллионов рублей.
По договору фирма из Осетии должна была высадить на закрепленной за ГУП «Атлас» территории, десятки тысяч саженцев плодово-ягодных культур. Но в ходе следствия обнаружилось, что на меньшем участке высажена всего лишь пятая часть того, что указано в договоре. Да и то не специалистами из Осетии, а силами рабочих ГУП «Атлас».
Такие ловкие манипуляторы почему-то являются часто переставляемыми членами команды руководителя Ингушетии Ю. Евкурова, как будто другим среди них не место. О массовых хищениях при реализации проекта ММК «Сагопшинский» и других объектов регулярно сообщали в своих аналитических материалах и публикациях специалисты из общественной организации ВГС (Всеингушский гражданский совет), наивно полагая, что эти ловкачи вводят в заблуждение главу республики, больше специализирующегося в диверсионной деятельности, нежели в экономическом развитии региона и строительстве гражданского общества. Но никто в руководстве республики даже думал принимать никаких мер по противодействию этим хищениям, а скорее может даже совсем наоборот. Так бывает, когда само руководство и руководит единолично всеми процессами, включая коррупционные. Многие из жителей Ингушетии тогда были уверены в провале этого очередного фарса, когда на открытии первой линии комплекса вместе с Евкуровым там присутствовал известный деятель С. Цечоев, замеченный в команде главы на различных должностях. И оказалось, что глава позиционирует Цечоева народу, как инвестора. Как участника грандиозного проекта по государственно-частному партнерству.
Вообще, как было разъяснено Евкуровым, на последнем (дай-то Бог!) так называемом «Диалоге с народом», «люди почему-то неправильно понимают, что такое «государственно-частное партнерство».
Получается, что в Ингушетии сегодня можно сделаться «инвестором» не обладая даже средствами на приличный костюм, если быть готовым не стесняясь подписать «нужные бумаги под личные гарантии руководства РИ»?
Интересно, откуда средства на «партнерство с государством» у новоявленного почти владельца ММК «Сагопшинский»?
Знающие поговаривают, что при освоенных 800 миллионах рублей на молочный комплекс затрачено всего чуть более трети от этой суммы. Это не сложно проверить. Главное, чтобы проверяющие были людьми объективными.
Затем «сэкономленные» средства уводят в частный карман и, якобы, оттуда уже вносятся каким ни будь «частным партнером государства». При этом «государство», в лице руководителя субъекта, наблюдает, чтобы все было внесено, как полагается. Затем, это самое региональное «государство» и его частный «инвестор» становятся «партнерами», вместо того, чтобы стать типичными фигурантами уголовного дела.
Кстати, на совсем «свежей» передаче «Давыдов. Индекс» на РБК Евкуров в привычно беззастенчивой манере похвастался «мошным» агропромышленным сектором республики и уже введенным в действие(!) мясо-молочным комплексом, которое по его словам развивается наравне с обеспечением региона «собственной яблокой»(?!).
Сады, конечно, растут и ширятся, на прежних зерновых площадях. Но вместе с тем есть обеспокоенность, что от планов о мясо-молочном производстве, пусть даже в малоприспособленном для этого Малгобекском районе, могут остаться одни лишь воспоминания. В нашем распоряжении оказался документ, поистине шокирующего содержания, а именно распоряжение Правительства РИ от 3.07.2015 г. №526-р «О ликвидации государственного унитарного предприятия ММК Сагопшинский».
Вот те раз! Не успели высохнуть даже краски объекта, на который израсходовано несколько сотен миллионов рублей и рассчитанного на производство 185 тонн мяса и 6000 тонн молока ежегодно, как предприятие уже ликвидируют. Может на вчерашнем медиа пиар-проекте (проверить бы, на какие средства) рассказывая Давыдову о «мошных» достижениях, Евкуров еще не знал об этом распоряжении правительства? А если знал и соврал, как и бывало на встречах с президентом России, рассказывая Путину про «соцопросы, которые мы сами делаем, с каждым годом дают более хорошие, положительные результаты» и «о снижении безработицы при минимальном уровне инфляции, чем во всей остальной России»?
В этой связи у людей, чьи ожидания оказались напрасными, возникает резонный вопрос к власти. Не к местной, разумеется, а к федеральной, особенно на фоне подписанного на днях Президентом России В.Путиным указа «О противодействию коррупции в регионах»:«Является ли государственной программой такая медиа-деятельность региональных ставленников при очевидном кризисе и масштабах коррупции в субъектах?»