СХК «Агрофирма Согратль»: Верность призванию

Реклама
«Агрофирма Согратль» –  уникальное предрприятие в Республике Дагестан. Это одно из немногих хозяйств в республике, которое выстояло в разрушительные для АПК республики  90-е годы прошлого века. И не только не сократило темпы работы, но и продолжает активно и поступательно развиваться. 

Руководит хозяйством долгие годы Абдулварис Хачаибрагимов. Сегодня в агрофирме трудятся около 220 человек. 

Реклама

Стоит напомнить, что СХК «Агрофирма Согратль» существует с тридцатых годов прошлого века. Основной вид деятельности – разведение крупного и мелкого рогатого скота. Сегодня СХК «Агрофирма Согратль» является ведущим предриятием в Республике по разведению овец и базовым племенным хозяйством по разведению самой знаменитой в республике  дагестанской горной породы. Сегодня поголовье хозяйства составляет более 18 тысяч голов овец. 

Как нам рассказал  Абдулварис Хачаибрагимов, его хозяйство стало победителем на прошедшей недавно республиканской выставке овец, ставшей отборочным этапом перед Всероссийской выставкой в Элисте. Естественно, первый вопрос, который нас заинтересовал, каких претендентов на несомненное звание чемпионов готовят они на этот раз. Абдулварис Хачаибрагимов отметил, что каждый их баран – уже настоящий чемпион, но к выставке они готовятся тщательно и представят три взрослых барана-производителя и двух молодых ремонтных баранчиков. 

В хозяйстве долгие годы целенаправленно, успешно и совсем не случайно разводят дагестанскую горную породу овец. Эта порода поистине является знаковой для Республики Дагестан. В хозяйстве Согратль ею занимаются очень серьезно на высоком научном уровне, проводят селекционную работу, тесно сотрудничают с учеными, перенимают самый передовой опыт, в том числе и мировой.  Рассказал нам руководитель хозяйства и об уникальной дагестанской породе овец. Работа над ее созданием началась еще до вой­ны, но окончательно была завершена в 1953 году, когда она была официально признана и получен патент. Порода отличается своей выносливостью, хорошо переносит длительные переходы, имеет очень крепкий копытный рог, косичное строение шерсти. Животные специально выведены для суровых условий Дагестана, очень выносливы и оптимально приспособлены ко всем капризам погоды. Это уникальные животные, требующие самого  пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны властей. Сегодня те люди, кто занимается этой породой, вносят большой вклад в овцеводческую отрасль не только РД, но и всей России.

На столе руководителя хозяйства масса кубков, медалей, наградных лент. Абдулварис с гордостью отметил, что за последние 10 лет без наград хозяйство не осталось  ни разу. Это говорит о многом. В кабинете руководителя хозяйства мы увидели и тщательно сохраняемые знамена советских времен. А это уже достижения хозяйства сталинского периода прошлого века. И может быть, благодаря такой верности традициям, памяти предков и смогло предприятие пройти через все невзгоды и пережить экономические проблемы 90-х годов.

Но почему нужно было идти столь труднм путем? Наверное, легче всего было распродать имущество хозяйства, избавиться от поголовья и открыть очередной «прибыльный бизнес». На что Абдулварис ответил, что для Дагестана овцеводство – традиционная отрасль. И по-другому здесь жить нельза, сама природа создала эту Республику для того, чтобы здесь паслись отары, кормился скот. На этом строится здесь традиционный уклад жизни. 

Но, как всегда, разговор зашел о проблемах. Сегодня в Республике идет земельная реформа,  которая касается и земель отгонного животноводства. Вроде, все должно решаться правильно и по справедливости. Но руководитель хозяйства опасается этих изменений. Ведь, все помнят, что в 80-годы прошлого века арендный договор с правительством был бесплатный. А сегодня арендная плата поднялась уже в 6 раз. И хозяйству приходится судиться с Министерством земельных отношений. Причем, более других пострадают именно крупные и успешные хозяйства, что печально. Ведь Правительство изначально и выделило эти земли на развитие овцеводства. И подходят они только для развития этой отрасли и по рельефу, и по составу трав. 

С таким подходом к земельному вопросу сельскому хозяйству и овцеводству, в частности, развиваться крайне сложно. Плюс, по мнению  Абдулвариса Хачаибрагимова, несовершенна налоговая система. «Как я могу платить налог на зарплату в 45 %», – не сдерживает эмоций руководитель хозяйства. Он уверен, что сельское хозяйство нуждается в отдельном подходе к налоговой политике. Вызывает массу вопросов сфера ценоообразования в отрасли. Ведь еще свежи в памяти селян времена, когда комбайны продавались сельхозпроизводителям по сниженным ценам, только за год за сданную шерсть хозяйство могло купить 10 комбайнов, сегодня и за два года едва ли можно позволить себе приобрести хотя бы одну машину.

Вот такая государственная аграраная политика. Сегодня уже всем стало понятно, что от нее пострадали практически все села в России. Все мы помним, что социальная нагрузка в селах всегда лежала на колхозах. Именно они возводили Дома Культуры, школы, детские садики, содержали инфраструктуру, строили и ремонтировали дороги. 

«А сегодня посмотрите на наши внутрихозяйственные дороги! Но без них нельзя, и нам приходится делать их, урезая расходы на развитие производства. Каким образом мы можем совершенствовать свои технологии, вести селекционную работу, растить качественное поголовье и, соответственно, предлагать нашим покупателям достойную продукцию?» – спрашивает Абдулварис Хачаибрагимов.

Вот сегодня в хозяйстве начали сложную работу по искусственному осеменению овец, но пока она идет только частично. Это трудоемкая, тщательная и тонкая работа. Но руководитель уверен, что они справятся с этой задачей. 

Естественно, как бы не были совершенны технологии, но работа СХК «Агрофирма Согратль» держится, прежде всего, на людях. Это – главное богатство хозяйства. Назвать каждого не хватит места даже в целой газете. Абдулварис говорит, что  люди, которые остались в хозяйстве и работают здесь уже долгие годы – особые. Животноводство, сельское хозяйство для них – не работа, а  особый образ жизни, уникальная ментальность. К огромному сожалению, молодежь в хозяйство почти не идет. И в этом, по мнению Абдулвариса, нет ничего странного. Молодые люди ищут более выгодную и легкую работу. Жаль, но сегодня таковы тенденции времени.

Еще одна трудность, общая для всей овцеводческой отрасли – это большие сложности при реализации продукции. Сегодня в овцеводстве хорошо зарабатывают только перекупщики. И, естественно, уже сегодня поднимаются вопросы о создании собственной переработки, говорит руководитель хозяйства. 

«Мы ясно понимаем, что без своей переработки работать уже нельзя. Есть планы построить небольшие молочный и мясной цеха», – делится планами  Абдулварис Хачаибрагимов.

Абдулварис говорит, что осваивать и эффективно использовать наши горы без овец невозможно. Самое страшное, что может случиться – исчезнут горные села, уникальная горская культура. А чтобы предотвратить это, нужно, прежде всего, вернуть в село молодежь, дать хорошую зарплату, достойные условия для жизни и работы. «И я очень рад, что вопрос о социальном развитии села недавно был поднят на самом высоком уровне, на Совете при Президенте Росссии. Так что очень ждем перемен!», – подчеркнул Абдулварис.

– Конечно, не все так плохо в отрасли, отмечает  Хачаибрагимов. Есть государственная поддержка. Она  является значимым подспорьем, без этих средств овцеводам было бы совсем сложно.

Уже привыкаем и сами решать свои проблемы. Например, разрешаем чабанам держать свое поголовье. Это тоже наша затратная часть, но идти на это приходится. «Но и этому может прийти конец. Сегодня падает цена на мясо, на шерсть. Это очень тревожный знак», – говорит  Абдулварис.

Сегодня, в связи с последними событиями, с присоединением Крыма в состав России, Абдулварис чувствует гордость за Россию, за нашего президента. Он уверен, что наша страна вполне способна обеспечить свою продовольственную безопасность. В России есть все, чтобы работать, созидать, создавать новые перспективные производства. Овцеводы РД не опускают руки, они работают в верном направлении. Но самое главное для нас – это мир. Мы должны быть едины и работать в мирных условиях, говорит Абдулварис. 

Есть еще одна проблема, которую определил Абдулварис Хачаибрагимов. В хозяйстве есть 16-17 производственных участков, они разбросаны на территории в 18 тысяч гектаров. По мере возможностей хозяйство создает там приемлемые условия, содержит дороги. Но со многими задачами даже такое успешное предприятие самостоятельно справиться не может. Помощь государства крайне необходима в расчистке русел рек, в уходе за лесными насаждениями.

Кроме того, за многие годы работы и на его основе СХК выросло уже более 200 чабанских точек, которые, практически, не имеют никакого статуса. Раньше всех это устраивало, но сегодня наступили другие времена. И здесь все в корне нужно менять. Можно даже сделать отдельную программу по этому направлению. Ведь это не просто 200 чабанских точек. Там живет более 1000 человек, в том числе, старики, дети.

В заключение нашего разговора Абдулварис Хачаибрагимов отметил, что нужно бережно относиться к аграриям Дагестана, особенно к чабанам. Им сложнее всех. Но они несут важную миссию – бережно хранят то, что оставили наши предки. И именно они должны передать эти вечные ценности потомкам. Это наше призвание, – уверен Абдулварис. 

«Я полностью согласен с вице–премьером нашего Правительства Шарипом Шариповым, который считает сельское хозяйство реальным драйвером экономики Дагестана. Сама специфика Республики располагает к этому!», – сказал в заключение   Абдулварис Хачаибрагимов.

Реклама
Предыдущая статьяХозяйства малые – задачи большие
Следующая статьяШарип Махаров: «Овцеводство держится на преемственности»