2020 год стал знаковым для племенного предприятия по разведению лезгинской породы овец СПК «Восток‑2» Рутульского района Дагестана. Сельскохозяйственный производственный кооператив, оставаясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, вместе со всем поголовьем и штатом работников присоединился к многоотраслевому агрохолдингу «Чох», который входит в элиту овцеводства Дагестана. Три года спустя налицо позитивные изменения. Под управлением Магомеда Абдурахманова генофондное хозяйство наращивает свой потенциал, выполняя главную свою задачу – сохранить племенной массив редкой, малочисленной породы.
Выносливые и… красивые
Лезгинская порода по праву может считаться национальным достоянием республики. Она была выведена в южных районах горного Дагестана, где и получила основное распространение. В советские годы грубая шерсть лезгинских овец ценилась выше любой другой, порода пользовалась популярностью. Однако с падением спроса на руно она оказалась на грани исчезновения.
Утратить селекционные достижения, наработанные трудом многих поколений овцеводов, можно очень быстро. Спасительным якорем для породы в Дагестане оказался СПК «Восток‑2», который внес большой вклад в селекционно-племенную работу и достиг в этом направлении заметных результатов.
В 2020 году в качестве добросовестного инвестора, который обладал финансовыми возможности и кормовыми ресурсами, чтобы сохранить поголовье лезгинской породы и статус племенного хозяйства, выступил агрохолдинг «Чох».
Лезгинская порода уникальна. Начнем с того, что животные красивы. Изображения белоснежных баранов этой породы, украшенных витиеватыми рогами, нередко используют, чтобы продемонстрировать достижения всей овцеводческой отрасли. Но главные достоинства – генетические показатели и высокое хозяйственное значение.
Шерсть у лезгинских овец в наше время не востребована. Но мясо, как у любой курдючной породы, ценится очень высоко. Кроме того, у овцематок хорошая молочная продуктивность, их можно использовать в молочном производстве.
Животные удивительно хорошо переносят любую погоду, но особенно поражает их морозоустойчивость. Они прекрасно себя чувствуют на горных пастбищах, расположенных на большой высоте над уровнем моря. При хорошем уходе нередко вынашивают двойню. Что характерно, парные ягнята рождаются не хилыми, как это иногда бывает у других пород, а достаточно сильными, жизнеспособными.
— Одна из особенностей лезгинской породы состоит в устойчивости животных к различным заболеваниям, – объясняет Магомед Абдурахманов. – Поэтому падежа ягнят практически нет.
Статус генофондного хозяйства по разведению лезгинской породы, который имеет сельскохозяйственный производственный кооператив «Восток‑2», накладывает особую ответственность. Обязателен племенной учет происхождения, воспроизводства, продуктивности, определения племенной ценности животных в соответствии с нормами и правилами племенного животноводства. Должны быть обеспечены условия содержания и кормления, гарантирующие сохранность и воспроизводство генофондного стада. Под особым контролем – ветеринарное благополучие и соблюдение зоотехнических требований при работе с поголовьем и реализации племенной продукциии.
СПК «Восток‑2» под управлением Магомеда Абдурахманова всем этим требованиям соответствует.
В своей стихии
Вместе с Магомедом Абдурахмановым мы побывали на землях отгонного животноводства, где базируется СПК «Восток‑2». В конце марта на зимних пастбищах остро чувствовался недостаток влаги.
— Засуха – это типичное для наших условий явление, – говорит Магомед Тинамагомедович. – За последние годы мы привыкли к малоснежным зимам и засушливой весне. Влагообеспеченность почвы очень низкая, и нам остается надеяться на хорошие дожди. Осадки, если они выпадут в достаточном количестве, благоприятно отразятся на пастбищном покрове и на состоянии озимого клина.
В марте в СПК «Восток‑2» проходит массовый окот. От опытного взгляда настоящего хозяина и животновода с большой буквы не ускользает ни одна деталь. Пока мы находимся на ферме, руководитель предприятия, заметив «одинокую» овцематку, без тени сомнений берет одного из ягнят и «насильно» прикладывает его к ней, собственноручно впрыскивая грудное молоко.
— Лезгинские овцы очень хорошие матери, они заботливо опекают свое потомство, – закончив процедуру, объясняет он. – Но иногда требуется вмешательство человека. Когда ягненок слабый, ему нужно помочь. Пара таких манипуляций – и малыш сможет самостоятельно сосать молоко.
Магомед Абдурахманов всегда выглядит безукоризненно. Сдержанный в манерах, он безупречно одет, чужд панибратству и всем своим видом словно олицетворяет образ аристократа и интеллигента. Признаться, весьма неожиданно было увидеть его в роли чабана.
Впрочем, для тех, кто хорошо знает историю руководителя агрохолдинга «Чох», в такой «метаморфозе» нет ничего удивительного. Магомед Тинамагомедович вырос на кутане в семье потомственных животноводов. Его отец был бригадиром, а сам он с детства чабановал и прошел всю чабанскую школу «от» и «до».
Получив высшее образование, Магомед Абдурахманов, достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице, но – не в овцеводстве. Возглавлял в Астрахани судоремонтный завод, затем работал в банковских структурах. Но «зов крови» оказался сильнее.
— Я люблю животных, и мне всегда нравилось работать с ними, – признается председатель. – В жизни не бывает ничего случайного, на все воля Всевышнего. Работая в овцеводстве, я чувствую себя в своей стихии.
Трудовой фронт
Жаль, не знает вся Россия, как много замечательных людей, великих общественных и политических деятелей, представителей руководящего звена и ученого сообщества, сферы культуры и искусства, учителей и наставников в различных областях подарили стране чабанские семьи.
Некогда чабан был одной из самых уважаемых профессий в Дагестане, что, собственно, неудивительно. Овца, как говорят, оденет в теплые одежды, дом украсит коврами, мягким одеялом укроет, сыром и мясом накормит и даже дом кизяком обогреет. В общем, если не перечислять, решит большинство проблем быта человека и пропитания семьи. Без чабана овце не выжить – растерзают дикие животные. Он и защитит от хищников, и тучные пастбища найдет.
Вот только времена ныне изменились. Больше ценится не тяжкий труд, а краткосрочная нажива, которую так и называют – «легкие» деньги. Молодежь не хочет трудностей, а потому не стремится в профессию, удел которой – каждодневная работа, порой, в экстремальных условиях. Какой бы погода ни была, затяжной ливень с сильным ветром или изнурительная жара – чабан всегда на своем посту. А иначе – не избежать потерь овцепоголовья.
— В каждом деле нужно любить то, чем ты занимаешься, – рассуждает Магомед Абдурахманов. – Но для работы в овцеводстве это важно особенно. Жаль, но в своих детях я не вижу этой любви – нет в них этой искры, у них другие интересы. Возможно, кто‑то из внуков пойдет по моим стопам, но пока мне не кому передать дело своей жизни.
Руководитель убежден, что престиж профессии чабана нужно поднимать. Работники овцеводческой отрасли как значимого сектора агропромышленного комплекса – это трудовой фронт, который в самые тяжелые для страны годы ковал ее победы и преумножал копилку достижений.
Важность овцеводческой отрасли для всей России сложно переоценить. В первую очередь, это приоритетное направление в плане обеспечения продовольственной безопасности, доктрина которой декларирует не только достаточное количество продуктов питания, но и их полезность для здоровья.
В Дагестане о натуральности продуктов говорит чуть ли не каждый первый. Дагестанская баранина и дагестанский сыр – предмет особой гордости жителей региона. Правда, молодежь в последние десятилетия стала более лояльно относиться к наличию всевозможных «ешек», но и она старается выбрать для семейного стола продукты, впитавшие в себя все богатство аромата и вкусовых оттенков горных трав альпийских лугов.
— Животноводство для страны – это стратегическое направление, – подчеркивает Магомед Абдурахманов. – Нельзя допустить, чтобы возник дефицит мяса, молока или другой продукции животноводства. А дагестанская баранина – это не только полезный, но и натуральный, экологически чистый продукт, наличие которого в рационе населения обязательно для поддержания здоровья нации. Производить его – наша работа.