Реклама

Как бы ни было сложно в этом году спасти от дождей урожай зерновых, СПК «Свобода» Новоселицкого района с этой задачей справилось. А как же иначе? Ведь в селе Чернолесском живут люди, которые осознанно сделали выбор в пользу тяжкого, зато честного труда на земле.

Реклама

Закрутили ветры, замыли ливни

Зима на Ставрополье в этом году выдалась тёплая. Да и осадков в Новоселицком районе, обычно засушливом, было достаточно. Когда в СПК «Свобода» села Чернолесского проводили ранневесеннюю подкормку, в метровом слое почвы намерили 180 мм влаги. Выглядели посевы отлично. Их обработали гербицидами и фунгицидами. Но тут пошли холодные дожди.

«Много пшеницы повалило, много покрутило», – переживал председатель СПК «Свобода» Андрей Щуров. Пока мы ехали с ним вдоль убранных полей, то тут, то там видели клочки недокошенных хлебов, перекрученных и полеглых из-за непогоды. Комбайны не смогли добраться до неё из-за луж и грязи.

Ждали жаркого солнышка, дефицит которого вкупе с излишками влаги сказался не только на сроках уборки, но и на качестве урожая. Зерно получилось по всем показателям ниже, чем в прошлом году. Проба за пробой пшеница третьего класса становилась «четвёркой», а «четвёрка» превращалась в фураж.

 

Что сеять рентабельнее?

«Ожидаемого мы не получили, хотя у нас и озимый клин меньше на 500 га из-за особенностей севооборота. В этом году он составляет 5175 га, – сообщил Андрей Васильевич. – Под зиму сеяли пшеницу, ячмень, рожь и эспарцет. Рожь высеваем ради кормов. Кориандр тоже сеяли в этом году. Он уже на подходе.

В этом году погодные условия неплохо складываются для подсолнечника, и мы как раз увеличили его посевы. «ФЭС-Агро» предложила нам поучаствовать в опытах с гибридами, и мы заняли ими третью часть посевной площади подсолнечника. Остальное сортами. Подсолнечник симпатичный, стоит, цветёт. Осадков для него было достаточно. Хотя если прижарит, он может ещё и засохнуть».

Горох в СПК «Свобода» не сеют. «Не идёт он у нас. Несколько лет пытались, но получается очень плохо, – признался председатель. – А вот, смотрите, какой овес стоит. Им уже интересуются покупатели, хотят купить для производства крупы».

Хороший урожай даёт и просо. В этом году им засеяли 540 га, которые как раз косили на свал, когда мы проезжали мимо.

«А востребована ли эта культура – просо?» – поинтересовались мы. «Раньше была более востребована, но и сейчас находит своего клиента», – ответил Андрей Васильевич.

Что касается рентабельности, то выявить лучшую культуру не так-то просто. Иногда больше прибыли приносит кориандр, иногда подсолнечник. Пшеница тоже всегда рентабельна, но вопрос насколько?

«Себестоимость пшеницы будет выводиться по итогам хотя бы 9 месяцев. Будет учтён валовой сбор, основные затраты. Если в прошлом году она была 5.80–6 рублей, то к 1 января 2016 года себестоимость выросла до 6 рублей 20 копеек. Она давала нормальный уровень рентабельности, так как цена реализации была высока, – подсчитал председатель. – В этом году если пшеница будет стоить 7 рублей без НДС, а себестоимость 6 рублей 20 копеек, то каждый килограмм принесёт всего лишь 80 копеек. Это очень мало при нынешнем росте цен на удобрения, солярку, запчасти. При том, что качество запчастей ужасное: ещё не донёс ремень до комбайна, а он уже растянулся. Меняем запчасти почти каждый день, теряя время и деньги».

 

Конвейер на полях

В этом году впервые в СПК «Свобода» попробовали убирать пшеницу без штурвальных на комбайне, как уже делают многие ставропольские хозяйства. Что это даёт? Во-первых, меньше нужно привлекать дополнительных рабочих рук. Если комбайн ломается, ремонтировать его помогает слесарь, обслуживающий по две единицы техники. Во-вторых, у комбайнера появляется возможность увеличить намолот и заработок.

«Надо сказать, они прекрасно справляются. Дисциплина лучше, заработок больше, выше стимул», – довольна новшеством главный агроном Нина Дроздова.

Вся техника в хозяйстве на уборке своя. Она была разделена на два уборочных комплекса из 12 и 6 комбайнов: модернизированных «Донов 1500 Б» и четырёх «Донов 1500А», до обновления которых руки пока не дошли.

Зерно увозили с полей, пыля по грунтовке, 9 КамАЗов, 10 ГАЗ-53 да несколько небольших грузовичков. Они удобны при перевозке мелких партий семян, потому что заедут в любой склад и засыплют семена в укромный уголок.

Жатва жатвой, а на полях в этом время было полно и других забот. Следом за комбайнами трактористы сволакивали и скирдовали солому. Тут же «Кировцы» лущили полупар, проводили вспашку полупара, опережая плановое задание. За ними должны были выйти на поля культиваторы. Завершать подготовку к осеннему севу будет боронование и внесение удобрений. «И на следующий год там будет прекрасный урожай», – надеется Нина Васильевна.

 

По пятам за наукой

Во многом урожай в хозяйстве зависит от квалификации главного агронома. Почти за 20 лет работы в СПК «Свобода», куда Нину Дроздову пригласили из соседнего предприятия, она испытала множество сортов зерновых. Успешно возделывались краснодарский Фишт, Прикумские 115, 140, 141, Петровчанка той же Прикумской опытно-селекционной станции. С Будённовскими учёными у СПК «Свобода» налажены очень тесные контакты. Ежегодно специалисты проводят исследования и дают свои рекомендации по сортам и подкормкам.

«Наука вносит новое в нашу работу. Но уж очень быстро у них чередуются сорта, – посетовал председатель. – Мы не успеваем за ними. И гарантии, что сорт даст выдающийся урожай, тоже нет. Есть прикумские достойные сорта. Но от краснодарских тоже уходить нельзя, они обеспечивают наивысшие валовые сборы. Зато прикумские сорта лучше по качеству».

 

Элита впереди

По словам Нины Васильевны, в этом году, как никогда, элитные посевы показали наивысшую урожайность. «Это сорта Ростовчанка-5, Ксения, Адель. Они дали по 56-58 ц/га, а обычно элиты у нас дают по 40 ц/га, – отметила главный агроном. – Сорт Адель порадовал: дал урожайность 58 ц/га. Единственный минус в том, что он трудно косился. У него очень прочный стебель. Комбайнеры смеются, что если в следующем году этого сорта будет много, они замучаются косы клепать».

Лучшую урожайность показали озимые по паровому предшественнику. Их дважды обрабатывали от болезней. Сначала прошлись по полям фунгицидами совместно с гербицидами. А потом побороли корневые гнили, септориоз. Результат было видно даже неискушённым взглядом. «Как они прекрасно выглядели! У сорта Лебедь лист такой широкий, колос плотный. Очень красивый сорт!» – восхищалась Нина Дроздова.

А вот полупаровые посевы дали всего по 20 ц/га, потянув среднюю урожайность в хозяйстве вниз. Это и понятно: им такого внимания, как парам не уделялось.

Элитные семена для размножения в хозяйстве СПК «Свобода» закупает в соседнем ОПХ «Луч» и у ПОСС. Их высевают на 100 гектарах, чтобы семенами первой, а потом и второй репродукции накрывать основную площадь. Третью репродукцию, как напомнила Нина Васильевна, по закону сеять уже нельзя.

Хранение зерну на пользу

Главный агроном тоже сокрушалась о сниженном качестве пшеницы в этом году. Но иногда, по опыту Нины Дроздовой, зерно дозревает и через несколько месяцев хранения улучшает показатели. Начальные пробы на Будённовском элеваторе, куда ушла партия в 2 тыс. т пшеницы, брал помощник Нины Васильевны – агроном-семеновод и по совместительству химик Николай Зароченцев.

Основная же часть зерна, порядка 20 тыс. т, хранилась на двух токах. На главном току работали человек 12 «своих» и ещё около 20 привлечённых на самую горячую пору.

Второй ток находится в полях и служит для перевалки зерна с дальних угодий, которые расположены в 25–28 километрах от центральной усадьбы СПК «Свобода». Там работало этим летом 14 человек: три машиниста, разнорабочие, электрик и весовщица. Когда мы их навестили, они приняли уже 4 тыс. т. Но вскоре всё это зерно, кроме семян ячменя, будет либо реализовано, либо перевезено на центральный ток.

В роли весовщицы на открытом току выступала Нина Терхнова. Уже 15 лет каждую жатву ей доверяют это ответственное дело. «Ток открытый, работа тяжёлая, но мне помогают, приезжают, поддерживают, – улыбнулась Нина Яковлевна. – Летом куда посылают, туда и идём».

Молочко и зимой будет вкусным!

Вообще-то Нина Терхнова работает зоотехником-селекционером и отвечает за коров и овец. А летом взвешивает, помимо зерна, грузовики с сенажом и силосом для своих подопечных.

Заготовке кормов дождики сначала помогли. Сочный сенаж из эспарцета, рапса и пшеницы вышел на славу. Его заложили в яму на зиму больше 2 тыс. т. А вот когда пришла пора заготавливать сено, ливни были ни к чему. Из-за них укос задержался. Но к середине лета сена было запасено на 100 % от потребности.

«Даже если сейчас выпадет снег, кормов хватит до мая! – пошутил Андрей Щуров. – Во второй укос планируется заготовить суданку на сено и для подстилки скоту. Прекрасные корма в этом году! И солому мы уже запасли»

«Молочко и зимой будет вкусным!» – восхитились мы. «Стараемся», – ответила Нина Яковлевна и поделилась своими тревогами. В этом году пришлось дважды уже прививать поголовье от нодулярного дерматита. Эпидемии удалось избежать, но опасность всё же есть – слишком слаб контроль за поголовьем скота, который привозят из соседних регионов.

 

В погоне за мясом потеряна шерсть

Животноводство, по подсчётам Андрея Щурова, остаётся нерентабельным, поэтому и поголовье уже несколько лет держится на одном уровне. Сейчас доятся около 150 бурёнок из 450 голов КРС да растят шубу 1,5 тыс. овец. Увы, их шерсть слишком дешева, чтобы приносить хозяйству прибыль.

«Дело в том, что лет пять назад под лозунгом «Вперёд от шерсти к мясу!» стали скрещивать мериноса с эдильбаевской породой. Так на овцах появилась грубая шерсть. Но она никому не нужна, как и такая баранина, – сожалеет председатель. – Мы попали впросак. Ушли от качественной шерсти и не пришли к качественному мясу. В этом году, например, из 4,5 т настриженной шерсти лишь 2,5 т мериносовой. Шерсть мериноса стоит примерно 220 руб./кг, а грубая 50 руб./кг. Вот и вся выделка с овчинки».

С молоком история вышла другая. Раньше его сдавали на Пятигорский молочный комбинат, который платил приемлемую закупочную цену. А потом там сменился собственник, и теперь сбывать молоко сложнее. Хотя и сейчас хозяйство старается не допускать сильного падения цены в летний период.

 

Земля нарасхват

Но в сохранении отрасли животноводства есть и свой расчёт. Оно обеспечивает занятость 70 селянам. Многие из них отработали уже по 20–30 лет. Почти у каждого в колхозе есть паи. Если сократить животноводство, кому передадут они свои участки? Тем более когда по всему Ставрополью идёт земельный передел. Иным хозяйствам не помогают даже стабильные паевые выплаты. СПК «Свобода», к примеру, выдаёт на пай 3 т зерна, талоны на хлеб и масло, а также гасит налоги за пайщика.

На сельхозугодья имеют виды и латифундисты, и фермеры. Хотя, если уж быть честным, то никогда фермер не заплатит столько налогов пропорционально пахотным площадям, сколько крупное хозяйство. Да и материальной помощи селу они почти не оказывают. На обустройство полевых дорог у них никогда денег нет, хотя разбивают они их безжалостно.

За помощью на школьный ремонт все тоже идут не к фермерам, а в сельхозпредприятие. И оно не отказывает, помогает. Только в начале 90-х за СПК «Свобода» числилось 25 тыс. га пахотной земли, а сейчас осталось только 11 тыс. га. Соответственно, и возможностей оказать помощь Чернолесскому осталось раза в три меньше.

 

«Не бывает всё и сразу»

Для Андрея Васильевича это была уже 17-я уборка в должности председателя СПК. Он начинал свой трудовой путь в этом же хозяйстве инженером-электриком, выйдя из стен электрофака Ставропольского сельхозинститута. Потом стал энергетиком, главным энергетиком и дошёл до должности председателя.

Сейчас молодёжь заманить в сельхозпроизводство не просто. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги. Уровень зарплат сыграл в этом важную роль. Механизаторы в СПК «Свобода» с учётом натуроплаты получают до полумиллиона рублей в год . Да и Чернолесское – не такая уж глубинка: от райцентра Новоселицкого 18 км, от Будённовска – 37 км. В селе есть Дом культуры, школа, детский сад.

«Молодёжь остается. Но у нас нет большого выбора. Мало таких, кто станет нам достойной сменой, – размышляет Андрей Щуров. – Это проблемы современного воспитания. Не должны парни и девушки воспитываться на «Доме-2» и сериалах, где думают только о деньгах и тусовках. Из-за этого молодые хотят всё и сразу. Так не бывает и никогда не было.

Всё достаётся только своим тяжёлым трудом. Вот в нашем хозяйстве произведён валовой продукт, который даст стране возможность развиваться, иметь нормальную армию, обеспечит продовольственную безопасность. Увы, сейчас в чести сыновья миллиардеров, которые ездят на незаработанных «гелендвагенах», в чести офисный планктон».

Но есть и повод для оптимизма. В СПК «Свобода» приходят молодые кадры – энергетики, механизаторы, агрономы, которые могут и хотят учиться на практике, перенимать опыт старших поколений, обеспечивая преемственность в сельскохозяйственном производстве.

Реклама
Предыдущая статьяФермеры от фермеров ведутся
Следующая статьяНа этикетках вин могут появиться данные о стране происхождения винограда