Сегодня настал момент переформатировать ветеринарное образование в России, создать многоуровневую систему непрерывной подготовки кадров совместно с работодателями. Так считает ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин. В интервью «Ветеринарии и жизни» он назвал основные проблемы в подготовке ветеринарных специалистов, высказал предложения по формированию профессиональных стандартов и рассказал о том, как, по его мнению, должно развиваться ветеринарное и зоотехническое образование в России.
– Сергей Владимирович, расскажите, что сейчас происходит в ветеринарном образовании, какие есть проблемы?
Сергей Позябин: Сегодня высшее ветеринарное и зоотехническое образование находится на подъеме: в вузах видны преобразования, нацеленные на развитие практико-ориентированного подхода, взаимодействия с выпускниками и работодателями.
Мы чувствуем поддержку государства в рамках грантовой работы, направленной на развитие материально-технической базы, повышения количества мест по целевым договорам. Есть поддержка студентов по программам комплексного развития сельских территорий, стартап-проектов. Особенно хочется отметить координирующую роль Министерства сельского хозяйства и лично министра Дмитрия Патрушева в развитии всего аграрного образования. Нам поставлена задача усилить подготовку специалистов для аграрного сектора, ветеринарных служб регионов и Россельхознадзора.
Хочу обратить внимание: в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 года Президент РФ Владимир Путин отметил, что «сегодня назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Аграрное образование должно включиться в процесс трансформации и стать лидером, образцом для других отраслей экономики России по мобильности, практико-ориентированности и технологичности подготовки кадров для агропромышленного комплекса (АПК).
Нужны преподаватели-практики
– Вы не сказали о проблемах в ветеринарном образовании, какие они и каким видится их решение?
Сергей Позябин: Одной из проблем является реализация программы высшего образования «ветеринария» рядом вузов, не имеющих достаточного материально-технического обеспечения и кадрового потенциала. У некоторых вузов не хватает кандидатов и докторов наук в профессорско-преподавательском составе, обладающих узкоспециализированными знаниями для подготовки выпускников. Таким образом, с дипломом ветеринарного врача из стен таких образовательных учреждений выходят специалисты, не обладающие должными знаниями и умениями для обеспечения высококвалифицированной ветеринарной помощи и работы на современном производстве и в передовых научных центрах.
– И что с такими вузами делать?
Сергей Позябин: По моему мнению, надо разработать систему мониторинга реализации образовательных программ в учебных заведениях и в случае выявления нарушений в обеспечении учебного процесса – сокращать количество вузов, куда распределяются контрольные цифры приема по специальности «ветеринария», или лишать нарушителей государственной аккредитации.
– Еще одна проблема, о которой много говорят, – это нехватка преподавателей-практиков.
Сергей Позябин: Да, действительно, сейчас недостаточно преподавателей, которые умеют применять в профессиональной деятельности передовые технологии и методы лечения животных, контроля качества и безопасности продукции, обеспечения продовольственной безопасности. Выходом из этой ситуации может стать обязательное привлечение к образовательному процессу не менее 15% практикующих специалистов и использование базовых кафедр для обеспечения практико-ориентированного обучения. Кроме того, необходим системный подход к повышению квалификации преподавателей, работающих в вузах, – они должны ежегодно посещать производственные площадки и передовые организации в сфере ветеринарии, чтобы затем передать полученные там знания и опыт своим коллегам и, конечно же, нашим студентам.
Питомцы побеждают
– Сейчас некоторые вузы переориентируются на обучение городских ветврачей, которые работают только с мелкими домашними животными. Как оцениваете такой подход?
Сергей Позябин: Это, на мой взгляд, еще одна проблема, поскольку ориентация некоторых вузов на работу только с мелкими домашними животными не отвечает стратегическим задачам аграрного образования. Однако не противоречит действующему законодательству. Получая диплом ветеринарного врача государственного образца, выпускники, обучавшиеся только по программам болезней мелких животных, по закону, в соответствии с профстандартом, могут работать не только с домашними питомцами, но и в любой другой сфере ветеринарной деятельности. При этом они не имеют достаточных знаний в области инфекционной и инвазионной патологии сельскохозяйственных животных, эпизоотологии и других дисциплинах, обеспечивающих компетенции выпускника в сфере биологической безопасности.
– Это уже опасно допускать такого специалиста в аграрный сектор. Как быть?
Сергей Позябин: Я вижу здесь такой путь решения проблемы – подготовка ветеринарных специалистов с учетом вида животных. Однако это возможно после разработки отдельных профессиональных стандартов: «Ветеринарный врач по мелким домашним животным», «Ветеринарный врач по сельскохозяйственным животным», «Ветеринарно-санитарный врач» и так далее.
– А что делать с подготовкой ветврачей и зоотехников в учреждениях дополнительного профессионального образования?
Сергей Позябин: Здесь у меня мнение однозначное – запретить получение квалификации «ветеринарный врач», «ветеринарный специалист», «зооинженер», «зоотехник» и «ветеринарно-санитарный врач» на базе организаций дополнительного профессионального образования (ДПО). Подготовка кадров данных квалификаций должна проводиться только в высших учебных заведениях с полным освоением образовательной программы. При этом к учреждениям ДПО, реализующим программы повышения квалификации и профпереподготовки в области ветеринарии и зоотехнии, необходимо предъявлять серьезные требования, чтобы избежать ситуации, когда вся профпереподготовка проходит дистанционно, без освоения практических навыков.
Ординатуре быть
– Давно идут разговоры о внедрении ординатуры для ветеринарных специалистов. Как продвигается решение этого вопроса?
Сергей Позябин: Сейчас мы готовимся провести эксперимент по внедрению ординатуры в ряде учебных заведений. Хочу отметить вклад в эту работу статс-секретаря – заместителя министра сельского хозяйства РФ Максима Увайдова и президента Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергея Середы.
Обучение в рамках ординатуры предполагает освоение образовательных программ, рассчитанных на 2 года. Это будет теоретический курс и практическая работа в ведущих ветеринарных и научных центрах, на предприятиях и в организациях отрасли АПК с завершением обучения и итоговой аттестацией в форме защиты выпускной квалификационной работы.
– Приведите примеры таких образовательных программ.
Сергей Позябин: Например, планируется, что одной из образовательных программ ординатуры станет «ветеринарная фармация». Эта программа будет включать разделы: управление и экономика ветеринарной фармации; технологии производства препаратов; мониторинг безопасности лекарственных средств для ветеринарного применения; контроль и надзор за оборотом лекарственных средств для ветеринарного применения.
Еще одна программа – «биотехника и репродукция животных». Содержание данной программы будет предусматривать изучение биотехники размножения и сохранения репродуктивного здоровья и долголетия животных, репродуктивную хирургию, геномные технологии, включая клонирование, генетическое редактирование и консервирование генетического материала высокоценных животных.
– А что можно сделать до начала эксперимента, как сейчас развивать профилизацию ветеринарного образования?
Сергей Позябин: Практико-ориентированную подготовку можно осуществлять на базе предприятий и ветеринарных центров, сотрудничать в этом направлении с государственной ветеринарной службой и организациями Россельхознадзора. В ряде вузов уже сегодня есть базовые кафедры. Например, в нашей академии их четыре. Еще один вариант практико-ориентированного подхода – образовательные площадки крупных холдингов в самих вузах.
Можно идти по пути специализации образовательного процесса. Решение этих задач полностью в компетенции ректора образовательной организации. Так, в Московской ветеринарной академии есть 7 дисциплин по выбору: биология и патология жвачных животных; биология и патология лошади; биология и патология свиньи; биология и патология сельскохозяйственной птицы; биология и патология пушных зверей и кроликов; биологическая безопасность объектов ветеринарного надзора и обращения лекарственных средств в ветеринарии; особенности работы в лечебно-диагностическом ветеринарном центре для мелких домашних животных. Объем каждой из этих дисциплин составляет 360 часов занятий, что позволяет готовить студентов с учетом выбранного направления. Однако такая система не может полностью подготовить узких специалистов по конкретно выбранным направлениям, для этого требуется больше времени.
Образование и инновации
– В целом как видится развитие ветеринарного образования в ближайшей перспективе?
Сергей Позябин: Сегодня основными направлениями развития ветеринарного и зоотехнического образования должны стать обеспечение доступности его для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.
Перед вузами и работодателями стоит задача по созданию инновационной системы высшего и дополнительного ветеринарного образования. Необходимо ориентироваться на обеспечение конкурентоспособности экономики путем подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высокой производительностью труда и гибкостью, а также внедрение и распространение новых идей и технологий. Для этого вузы должны стать не только учебными, но и исследовательскими центрами, генерирующими новые знания и передовые технологии.
Вузы должны отвечать широкому диапазону параметров, в числе которых высокая квалификация профессорско-преподавательского состава; существенные для АПК результаты научных исследований; взаимосвязь с бизнесом в рамках практической и целевой подготовки студентов. При этом необходим достаточный объем финансирования образовательной и научно-исследовательской деятельности. Все это позволит готовить высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить высокие темпы роста животноводства, продовольственную и биологическую безопасность страны.
Ветеринарное образование России в цифрах
В 2023 году в России 57 вузов обеспечивают подготовку ветеринарных врачей, из них 34 образовательные организации подведомственны Минсельхозу России, 22 – Минобрнауки России и 1 – Минздраву России. Общее количество студентов вузов Минсельхоза, обучающихся по специальности 36.05.01 (ветеринария), составляет 31 319 человек, в том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета – 21 062 человека. Ежегодный выпуск ветеринарных специалистов составляет 3981 человек. Средний процент трудоустройства выпускников – наиболее высокий в отрасли АПК, он составил 69,5% в 2021–2022 годах.