Ученый-генетик с русского Севера скрещивал растения разного вида

В результате уникальных экспериментов появилась капредька – гибрид капусты и редьки.

Далеко не о всех великих земляках мы сохраняем достойную память. Именно так произошло и с ученым-генетиком из Вельска Георгием Карпеченко. К счастью, несколько лет назад ситуацию удалось изменить благодаря стараниям родственников и вельчанки Нелли Тороповой. Именно благодаря им в городе появился дом-музей ученого.

Родился Георгий в 1899 году в большой и крепкой семье в Вельске. Он был шестым ребенком из двенадцати. У его родителей был нестандартный подход к воспитанию своих детей. Каждый вечер они собирались за одним большим столом и подводили итоги дня. Взрослые объясняли малышам, что и зачем они делали, какие у них были проблемы и радости. А после ужина вся семья отправлялась гулять. На прогулке родители рассказывали о природе, о том или ином явлении. Именно тогда у маленького Гоши и зародился интерес к науке, которой он позже посвятил всю свою жизнь.

Шпион и вредитель?

Имя советского ученого-генетика Георгия Карпеченко было известно далеко за пределами нашей страны. Зарубежные газеты называли его «виртуозом генетического эксперимента». Георгий Дмитриевич совершил настоящее открытие в генетике, когда впервые в мире смог скрестить растения, относящиеся к разным видам. Именно он получил гибрид редьки и капусты, который назвал капредькой. На основе этого открытия впоследствии ученым была разработана методология использования отдаленной гибридизации в селекции. В работах Карпеченко поставлены задачи выяснения эволюционного и селекционного значение отдаленных гибридов, а также познания механизмов, которые управляют цитогенетическими процессами при отдаленной гибридизации и определяют ее биологическую и хозяйственную эффективность. Именно в этом разделе науки он сразу же стал общепризнанным авторитетом мирового ранга, а его исследования на долгие годы вошли во все генетические сводки и учебники. Ученый работал в США, возглавлял кафедру генетики в Ленинградском университете, а в 1929 году получил премию Рокфеллеровского фонда. Сам Георгий Дмитриевич говорил: «Я полон желания сделать что-нибудь дельное в генетике… я был бы счастлив оставить после себя дельных последователей, а не только сотрудников». Но судьба повернулась иначе. 15 февраля 1941 года он был арестован по сфабрикованным обвинениям в шпионско-вредительской деятельности, к которой была добавлена открытая борьба под руководством Вавилова против «передовых методов научно-исследовательской работы и ценнейших достижений академика Лысенко по получению высоких урожаев». Далее приговор Военной коллегии Верховного суда СССР, согласно которому Карпеченко участвовал в никогда не существовавшей «антисоветской вредительской организации». 28 июля он был расстрелян. Ни родственникам, ни историкам даже неизвестно место, где покоятся останки Георгия Дмитриевича.

Почетный гражданин посмертно

Лишь 21 апреля 1956 года его удалось посмертно реабилитировать. С 60-х годов прошлого века на родине ученого началась работа по увековеченью его памяти. Затянулась она на несколько десятилетий. Неравнодушные люди приложили немало усилий, чтобы имя Карпеченко не забыли. Решено было установить в Вельске памятный бюст и назвать улицу в честь знаменитого земляка. Также была идея назвать один из кораблей Северного флота его именем. Был организован сбор средств на бюст. Но началась перестройка, так что из тех средств, что собрали, удалось установить лишь мемориальную доску. Вновь активная работа началась к 110-й годовщине Георгия Дмитриевича. Именно тогда Совет женщин под руководством Нелли Тороповой приложил массу усилий, чтобы родовой дом семьи Карпеченко стал музеем.

«Я пришла в пустой дом, – вспоминает Нелли Михайловна. – Но я была полна решимости воплотить задуманное в жизнь. Я по 20 часов в день занималась этим, жила идеей музея. Нам удалось посмертно присвоить Георгию звание «Почетного гражданина города Вельска». Мы переименовали улицу, как и мечтали его потомки. И, конечно же, открыли музей «Дом Карпеченко» в том самом здании, где родился и вырос наш земляк. Во дворе дома был установлен бюст».

К сожалению, Нелли Торопова уже не работает в музее Карпеченко. Обстоятельства заставили ее покинуть то, что было создано собственными руками. Но она и по сей день постоянно общается с современными известными учеными, являющимися почитателями земляка. Она верит, что сможет сделать еще немало полезного для того, чтобы имя Георгия Карпеченко помнили и уважали.

 

Exit mobile version