В СПК колхоз «Рассвет» Изобильненского района, возглавляет который Герой труда Ставрополья Василий Афанасов, мы попали, когда уборочных работ там оставалось на два рабочих дня. К тому же синоптики предупреждали, что через день может пойти дождь. Поэтому люди спешили. Урожай вырастили отличный, но ведь известно: не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах! Вот и торопились поскорее убрать всё с полей, переработать и заложить под крышу.
Главный агроном хозяйства Надежда Муковникова такого тяжёлого года, как нынешний, за всю свою многолетнюю практику не припомнит.
– Вообще-то земледельцы радуются, когда идут дожди. Но когда их избыток, создаётся парниковый эффект, и это провоцирует болезни, – говорит она. – Мы думали, нынешним летом нас совсем зальёт. Появился фузариоз, бороться с которым люди ещё не научились. К счастью, наши поля он затронул не сильно. Мы, как положено по технологии, сделали две обработки по болезням. Сорняки всё-таки появились, но их было не так много: единичные «пятна», в основном, в низинках, где скапливалась вода. И зерно в конечном итоге получилось выполненное, тяжеловесное.
– Уборка лёгкой никогда не бывает, – продолжает Надежда Дмитриевна. – Особенно если вырастили хороший урожай. А такого, как в нынешнем году, у нас ещё не было. Тем более жаль хоть часть выращенного потерять. В начале жатвы пришлось понервничать: несколько дней шли дожди. Зерно в первые дни уборки было влажное, его приходилось тщательно дорабатывать. Потом установилась сухая жаркая погода, и дело пошло веселее. Теперь за каждый погожий день мы намолачиваем больше 3 тысяч тонн зерна.
В нынешнем году в колхозе «Рассвет» озимой пшеницей было засеяно 4 400 гектаров, 600 гектаров занято озимым ячменём, 100 гектаров яровым ячменём, 200 гектаров – горохом. Плюс 1400 гектаров подсолнечника, 1500 гектаров кукурузы, 570 сахарной свёклы.
В отношении зерновых культур здесь следовали испытанной практике: чтобы обезопасить себя на случай непредвиденных сюрпризов погоды, использовали десять сортов.
– Четыре элитных сорта озимой пшеницы – Айвина, Бригада, Сила, Андулу – и рядовые, семена которых у нас были с прошлого года, – рассказала главный агроном. – Нам нравятся Гром и Виктория Одесская, мы сеем их каждый год. В этом сезоне очень высокий результат показал ранний сорт Юмпа: урожайность – далеко за 60 центнеров с гектара, и зерно выполненное, качественное.
К уборке в хозяйстве подготовились хорошо. На трёх уборочно-транспортных комплексах работало 25 комбайнов. Машинно-транспортный парк «Рассвета» постоянно обновляется, вот и в нынешнем году колхоз приобрёл два комбайна «Палессе». Дали новую технику, как здесь заведено, лучшим комбайнерам. Ждём их у края поля.
Александр Тутынин родом из Кировской области, но с 1999 года живёт и работает на Ставрополье.
– Заработки хорошие, жить можно, – доволен он. – До нынешнего года работал я на Доне-1500, сейчас вот дали новый комбайн. Им управлять проще, и производительность у него выше. Так что за рабочий день – благо, он сейчас длинный, из дому выходишь в полшестого, а возвращаешься затемно – успеваю намолотить когда 100 тонн, а когда и больше. К напряжённому графику привыкаешь быстро. Тем более, что на работу нас возят, здесь кормят и завтраком, и обедом, и ужином.
Алексей Корешков тоже работает на «Палессе». К ответственной кампании технику готовил сам. Ему это было несложно: до того, как сесть на комбайн, Алексей был слесарем (кроме этого, водил машину, работал на «Кировце», на МТЗ – много чего успел с 1991 года!)
– Ремонтировать, конечно, ничего не пришлось, так, подтянул немного, – говорит комбайнер. Он так же, как его товарищ, пересел на «Палессе» с «Дона». Новой техникой, в принципе, доволен, вот только смущает то, что пыли снаружи много, жатку не видно.
Комбайнеры продолжают уборку, а мы ждём водителей, чтобы, пока идёт погрузка, узнать, как идут дела у них. Без поломок, к сожалению, не обходится. Казалось бы, подготовились все хорошо, перебрали свои автомобили по винтику… Но всякое железо ломается, особенно если оно работает далеко не первый год. Хотя, по словам главного агронома, водители из старых автомобилей сделали почти новые. Все автомобили покрасили одинаковой тёмно-синей краской, сразу видно, что они из одного хозяйства.
И хоть машины заслуженные, а любо глянуть.
Денис Бронников раньше был механиком в гараже, потом решил стать водителем, решив, что работа у них разнообразней и интересней. Туда поехал, сюда, и с людьми общаешься… А ремонтировать свою машину всё равно приходится. ГАЗ, на котором он работает, 1990 года выпуска.
– Но мы все стараемся, чтобы наши машины были на ходу, – говорит он, – позволяли хорошо заработать на уборке.
Денису 29 лет. А среди водителей всё больше люди в возрасте, и ровесников среди коллег у Дениса нет. Зато в последнее время стали приходить водители моложе него.
– Подсказывать приходится, если видишь, что поломался и стоит, не знает, что делать, – говорит Денис. – У меня ведь и опыт есть, и лицей я в Ставрополе заканчивал по специальностям автомеханика и автоэлектрика.
Как и все в хозяйстве, Денис доволен урожаем. – Хотя замариваемся, конечно, – говорит он. – У меня двое детей, так я их сейчас практически не вижу: ухожу на работу, когда они ещё спят, и прихожу, когда уже уснули. Но это ничего: убрать бы хлеб, а потом и отдохнём, и с детьми понянчимся.
Анатолий Федяев – из старшего поколения водителей, его рабочий стаж – 30 лет. Все эти годы он проработал в одном хозяйстве. А его ГАЗону – 25 лет.
– В феврале 1985 года я сам получил этот автомобиль в Саранске (там делают кузова), пригнал оттуда, до сих пор на нём и работаю, – рассказывает Анатолий Иванович. – Там выбирать не приходилось: какую машину дали, такую и взял. Чиню её сам. Видно, так до пенсии и буду на ней работать. Тогда и машину, может, на «пенсию» проводят. Молодые на таких не очень стремятся работать. Хотя пришли к нам и такие ребята, что всё хотят знать и уметь.
Учиться профессии Анатолию Ивановичу пришлось на практике. Говорит так: что не знал, у старших спрашивал, до чего-то сам доходил. Пока сам внутрь не залезешь, ничего не поймёшь. А теперь сам старший, сам может молодым что-то подсказать.
– Сейчас мы делаем от 20 до 24 рейсов в сутки, – говорит водитель. – С Полесья по 6,5 тонны грузим, с Донов – 5,6–5,7 тонны. Так что за день больше ста тонн выходит.
Раиса Ярцева – бухгалтер участка № 3. На уборке она ведёт учёт машин, уходящих с поля. С места, где она сидит – в передвижном открытом вагончике за столом, где людей кормят горячей пищей – видно всё.
– Нарушений у нас никаких нет, всё хорошо, зерна много, зерно хорошее – душа радуется!
На мехтоку тоже кипит работа, её и не очень увидишь со стороны: большая часть её проходит под крышей. Василий Агапов всю жизнь трудится в колхозе, последние 12 лет – на мехтоку.
– Сейчас работа самая напряжённая, машины постоянно идут с хлебом. Зерно нынче хорошее: сухое, наполненное. И его много. Так что никто не ленится, водители стабильно возят зерно, – говорит Василий Ильич.
По 16 часов в горячую пору жатвы трудятся на току молодые водители Иван Новиков, Алексей Зубков и Александр Барабаш, возят очищенное зерно в склады. Главный агроном Надежда Муковникова про них сказала: золотые ребята, настоящие труженики! Александр после армии укрепился в мысли работать в колхозе. Его ГАЗ не новый, но Александр своими руками подготовил его к уборке, и автомобиль не подводит.
Довольна и заведующая током Зоя Ермоленко: первичная переработка золотого зерна идёт вовсю, люди и тут трудятся в буквальном смысле слова не покладая рук. Два сорта озимой пшеницы и два сорта озимого ячменя уже готовы к осеннему севу.
И до дождей управиться успели! Намолотили 35 586 тонн зерна, из них 30 280 тонн – пшеницы, добились средней урожайности 65,9 центнера с гектара. В очередной раз СПК колхоз «Рассвет» подтвердил свою репутацию одного из лучших хозяйств района!