23 января в Москве в рамках Первого форума лидеров молочной индустрии состоялась пленарная дискуссия «Россия на молочной карте мира 2030». Участники обсудили тренды на мировом рынке молочных продуктов, приоритеты развития российского экспорта и факторы конкурентоспособности российских компаний. В мероприятии принял участие руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.
Он отметил, что в 2023 году российский экспорт молочной продукции вступил в период трансформации. Если раньше основной прирост происходил за счет поставок готовой продукции в страны ближнего зарубежья, то сейчас драйвером стал экспорт сухих молочных продуктов, в том числе на дальние рынки. По итогам прошлого года отгрузки из России сухого молока увеличились почти в 6 раз, до 20 тыс. тонн, молочной сыворотки – в 2 раза, до 24 тыс. тонн. В целом физический объем экспорта молочной продукции в пересчете на молочный эквивалент вырос примерно на 20% по сравнению с 2022 годом.
Одновременно значительные изменения наблюдались в географии продаж. «К традиционным рынкам ближнего зарубежья добавляются дальние. Крупные покупатели – это Китай и Монголия, но на географической карте экспорта появились и такие страны, как Филиппины, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бангладеш, Вьетнам, Оман. Готовятся контракты с Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Ираком. По сухому обезжиренному молоку к покупателям присоединился Алжир, по сухому цельному молоку – Египет и Тунис», – рассказал Дмитрий Краснов.
Такие результаты достигнуты благодаря совместной работе Минсельхоза России и его представителей за рубежом, «Агроэкспорта», Национального союза производителей молока и компаний-экспортеров, а также внедренным мерам господдержки.
Модератор пленарной дискуссии, генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов рассказал о потенциале развития поставок на зарубежные рынки. «Молочный сегмент – один из самых интересных рынков с точки зрения экспорта. В прогнозах прироста мировой торговли молочная продукция занимает первое место – около 24% к 2030 году относительно значений 2020–2021 годов. Общий прирост потребления – порядка 180 млн тонн. То есть потенциал мирового рынка совершенно фантастический. И с точки зрения географических сегментов, на которых будет расти спрос, – это прежде всего дружественные России рынки: Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Африки в целом», – обратил внимание Белов. Наряду с ростом мирового спроса среди факторов, способствующих развитию российского экспорта молочной продукции, он выделил приближение к самообеспеченности внутреннего рынка, высокий потенциал наращивания производства, выгодное географическое положение, а также государственную поддержку экспортоориентированных проектов.
Одна из компаний, успешно развивающих экспорт, – «ЭкоНива». В 2023 году группа отгрузила 2,25 тыс. тонн молочной продукции в страны постсоветского пространства. «Если в соседних государствах мы работаем в целом также, как в России, и более-менее конкурентны на полке, то в дальнем зарубежье – ОАЭ, Оман, Вьетнам, Филиппины, Алжир – ищем ниши. Например, видим большой спрос на органическую продукцию, и если в этих странах будет успех с брендированной продукцией, то, я думаю, большая доля будет приходиться на органику», – поделился президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. В прошлом году компания открыла представительство в китайском Сиане: «ЭкоНива» экспортирует в КНР ультрапастеризованное молоко под собственным брендом с лета 2020 года, и открытие офиса позволит увеличить объемы и расширить ассортимент, в том числе за счет товаров с коротким сроком хранения.
«КОМОС ГРУПП», в свою очередь, открыла представительство в Шанхае. «Опыт прямых продаж позволил нам увеличить наценку в сухих молочных продуктах на примерно 45%, мороженого – порядка 80%, молоке – около 60%. На сегодняшний момент мы понимаем нашего покупателя, знаем кто он и какие у него требования и, самое главное, можем управлять дистрибьюцией и ценой», – акцентировал исполнительный директор «КОМОС ГРУПП» Кирилл Чечин. В 2023 году компания продала на экспорт 5,5 тыс. тонн молочной продукции на 500 млн рублей и с воодушевлением смотрит на развитие экспортных продаж в 2024 и 2025 годах.
Опытом выхода на алжирский рынок поделился член совета директоров «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» Андрей Яровой. «Мы отправили 500 тонн, и с таким уровнем требований мы не сталкивались никогда: необходимо пройти жесткий аудит предприятия, доказать полную прослеживаемость продукта и собрать огромное количество документов, – признал он. – Однако та работа, которая системно проводится Россельхознадзором по обеспечению прослеживаемости, безопасности и качества продукции, дает возможность соответствовать критериям, которые разные страны к нам предъявляют».
Как отметил директор по закупкам и снабжению алжирской компании Laiterie Soummam Махлуф Буда, страна крайне заинтересована в сотрудничестве с российскими компаниями. Однако для успешного развития торговли еще предстоит выстраивание эффективных логистических цепочек, налаживание долгосрочных партнерских отношений, совместная выработка инструментов и механизмов.
В ходе пленарной дискуссии также выступили советник Министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев, генеральный директор «Молвест» Анатолий Лосев, директор по цепи поставок Balton Trading Asia (Узбекистан) Мансур Юлдашев.