Реклама

Ритейлеров обяжут создавать социальные полки с продуктами, у которых истекает срок годности. Пенсионеры и социально не защищенные граждане получат бесплатный доступ к этим товарам. Такой законопроект внесут в Госдуму 10 января, выяснили «Известия». Чтобы бизнесу было выгодно участвовать в такой благотворительности, депутаты предлагают увеличить для него налоговые послабления. Ранее Минпромторг поддержал бесплатную раздачу такой продукции, при этом данную инициативу хочет изучить более подробно. Представители бизнеса и эксперты готовы поддержать законопроект, однако некоторые из них считают, что создание таких полок должно быть добровольным.  

Реклама

Торговые сети и продуктовые магазины в России предлагают обязать создавать социальные полки с продуктами, у которых истекает срок годности. Ими смогут бесплатно воспользоваться пенсионеры и социально незащищенные категории граждан на основании подтверждающих статус документов (пенсионных удостоверений, справок и др.). Как выяснили «Известия», документ с поправками в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» внесут в Госдуму 10 января депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду».

«На сегодня в стране сохраняется проблема нерационального использования излишков продукции. Так, согласно данным Росстата, наибольший объем пищевых отходов приходится на товары первой необходимости: зерновые продукты, молочные продукты и овощи. Вместе с тем больше трети всех продуктов в стране превращаются в отходы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении «Известий».

В ней авторы документа ссылаются на исследовании НИУ ВШЭ о том, что ежегодно объем пищевых отходов в стране составляет 17 млн т, а стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 трлн рублей. По данным Росстата, по итогам 2022 года в России за чертой бедности находились 14,3 млн человек.

«При этом 60,4% граждан отдают за продукты примерно половину своего ежемесячного дохода, почти весь заработок уходит на питание у 16%. По оценкам ТИАР-Центра, если бы все выбрасываемые в России продукты направлялись людям, это позволило бы прокормить около 30 млн человек», — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим депутаты предлагают решить эту проблему созданием социальных полок с такими продуктами питания. А чтобы бизнесу было выгодно в этом участвовать, они предлагают внести в Госдуму еще один законопроект с поправками в Налоговый кодекс. Документом, который также имеется у «Известий», предлагается увеличить лимиты расходов, которые могут быть направлены на благотворительность с 1 до 5% от выручки.

— Выбрасывать продукты категорически недопустимо. Однако сегодня из-за несовершенства законодательства их бесплатная раздача является более затратной, чем утилизация. Без уплаты налогов на благотворительные цели можно направлять товаров на сумму не более 1% от выручки компании, а всё остальное облагается НДС в 20% от стоимости продукции, передаваемой на благотворительность, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

По его словам, именно поэтому бизнесу, который будет участвовать в такой деятельности постоянно, необходимо предоставить налоговые льготы.

— Министерство сможет сформировать позицию по данному законопроекту при его поступлении в ведомство в установленном порядке, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

При этом ранее Минпромторг заявлял, что считает целесообразным развивать программу фудшеринга в России, однако ее вопрос требует проработки и обсуждения с Федеральной налоговой службой, так как этот вид операций нужно освободить от НДС.

Если бизнес получит налоговые послабления, это приведет к увеличению оказания благотворительной помощи, считает исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

— С социальной точки зрения уничтожение продуктов, пригодных для потребления, является непозволительной расточительностью. Их раздаче нуждающимся в настоящее время мешают пробелы в налоговом законодательстве. А именно: участвуя в благотворительности, компании вынуждены платить налог (до 20% от стоимости продукции), — пояснил представитель бизнеса.

«Известия» направили запрос в крупнейшим ритейлерам, в числе которых X5 Group, «О’Кей», «Глобус», «ВкусВилл» «Ашан», Metro. Экс-исполнительный директор сети «Дикси» Борис Правилов согласен с тем, что сейчас передача продуктов на благотворительность зачастую обходится бизнесу дороже, чем их утилизация.

— Поэтому идея законопроекта о налоговых послаблениях очень правильная и позволит балансировать налоговую нагрузку как в случае утилизации, так и при передаче продукции нуждающимся. Но организация таких полок бизнесом всё же должна происходить на добровольной основе, — убежден эксперт.

По его словам, поэтому участие в фудшеринге обходится производителям и ритейлу сегодня дороже, чем отправка еды на свалки.

— Если законодательство изменится, то мы увидим расширение программ благотворительности и помощи населению продуктами с истекающими сроками годности. Кроме того, отмена НДС может благоприятно отразиться на экологии, потому что уменьшит объем пищевых отходов на свалках, а также сократит затраты на их утилизацию, — подчеркнул Дмитрий Востриков.

В пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщили, что планируют обсудить данный законопроект, однако от подробных оценок пока воздерживаются.

Реклама
ИСТОЧНИКИЗВЕСТИЯ
Предыдущая статьяВ 2023 году Россия экспортировала рекордный объем зернобобовых культур
Следующая статьяНа полях Новоселицкого района выявлены заболевания озимых