В продовольственной ловушке

Что противопоставить транснациональным корпорациям

Шокирующие данные, свидетельствующие о реальности угрозы голода, приводит президент некоммерческого партнерства «Агенство современных технологий управления» Лариса Алексеевна Рыкалина (Волгоград). Информация взята не с «потолка». Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вместе с Продовольственной и Сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) опубликовала Agricultural Outlook-2012-2021, где на общественный суд вынесены подробные выкладки проведенного масштабного исследования.

Голод не тетка

— Мир оказался в продовольственной ловушке, — приводит вывод международных экспертов Лариса Алексеевна. — Рост выпуска сельскохозяйственной продукции в ближайшие десять лет замедлится до 1,7 процентов против двух процентов прошедшем десятилетии. 25 процентов используемых сельхозугодий заметно деградировали. Без малого миллиард человек в мире имеет ограниченный доступ к еде и чистой воде. Рост предложения продовольствия не успевает за ростом спроса.
И разрыв этот увеличивается. К 21-му году на планете появятся еще 680 миллионов человек, которым будут нужны еда, одежда, топливо. В связи с этим к 2050 году производство сельхозпродукции должно вырасти на 60 процентов. 940 миллионов тонн злаковых и 200 миллионов тонн мяса к середине века население мира будет съедать ежедневно. И это не излишки, это жизненная необходимость. При этом рост посевных площадей к 2050 году обеспечит всего десять процентов прироста мирового урожая.
— Хотим мы или не хотим, мы должны обеспечить интенсификацию сельского хозяйства, — констатирует эксперт из Волгограда.
За последние десять лет цены на продовольствие выросли более чем в два раза. И дальнейший их рост, по словам Ларисы Рыкалиной, также неизбежен. Это связано со многими причинами, такими как изменения климата, природные аномалии, скачки цен на энергоресурсы, кризис неопределенности мировой экономики. Нельзя отрицать и влияние политического фактора: последние события на Украине – лишнее тому подтверждение. Главными поставщиками сельхозпродукции становятся развивающиеся страны, активно расширяющие этот сектор.
В министерстве сельского хозяйства Ставропольского края подтверждают, что наш регион уже почувствовал пристальное внимание со стороны Юго-Восточной Азии, Северной Африки. К нам в край неоднократно приезжали визитеры с предложением организовать собственное производство на Ставрополье для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки продукции в те страны, где сделать это не позволяют природно-климатические условия. При этом положение дел таково, что как бы мы ни хотели осваивать ресурсы самостоятельно, но нередки случаи, когда реализация удачных проектов серьезно тормозится из-за проблем, связанных с нехваткой капитала и явно недостаточными трудовыми ресурсами.
Есть такая злободневная шутка: мир начнет голодать, когда китайцы поймут, что рис — это только гарнир. Жители юго-восточной Азии уже переходят от риса как основного продукта питания к белому хлебу, мясу, молочным продуктам. В развитых странах структура потребления тоже изменяется. Стареющее население планеты все чаще выбирает здоровый рацион питания. Это значит, что потребление, к примеру, свинины, жирных молочных продуктов будет расти медленно, а спрос на диетические молочные продукты, рыбу, птицу, наоборот, быстро.

Кто правит миром

— Из 100 наибольших экономик мира 52 — транснациональные корпорации (ТНК), — рассказала Лариса Алексеевна о проведенных исследованиях мирового рынка. — ТНК — это свыше двух третей внешней торговли, около половины мирового промышленного производства. Транснациональные корпорации контролируют 90 процентов мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, леса, табака. Они представлены во многих странах мира, способны влиять на сферы общественной жизни, уклоняться от экономического и политического контроля, обладая огромными денежными средствами, сильнейшими лобби.
Ученый-исследователь приводит в пример Джона Перкинса, автора знаменитого бестселлера «Исповедь экономического убийцы», рассказывающего о неприглядных методах свержения неугодных политических режимов и лоббировании интересов ТНК.
— Еще до вступления России в ВТО известнейшие транснациональные компании со своими брендами уже заполонили наш внутренний рынок, — обратила внимание на реальное положение дел исследователь. — Заметьте, что «сели» они не на производстве сельхозсырья, а на его переработке. Крупные торговые сети также пришли в Россию задолго до подписания соглашения о членстве в ВТО. Более того, им уже удалось поставить наших сельхозпроизводителей в условия, когда те вынуждены выполнять их требования.
О масштабе экспансии говорят следующие цифры. В настоящее время транснациональные корпорации владеют 60 процентами пищевой промышленности России, почти 63 процентами рынка переработки молока, более 70 — рынка соковой продукции, около 80 — рынка замороженных овощей и фруктов, более 90 — плодоовощной консервации, более 80 — рынка пивоварения.
В этом было бы гораздо меньше негатива, если бы речь изначально шла о более качественной продукции. Однако новые «хозяева» заинтересованы только в получении прибылей, активно заменяя натуральные ингредиенты низкосортной синтетикой, предлагая низкопробный товар, не востребованный в развитых странах.
Население России сегодня составляет примерно 143 миллиона человек. Наш рынок продовольствия – один из самых перспективных для поставки продуктов питания. Мы входим в число крупнейших импортеров продовольствия из мировой корзины. И это обидно и больно. Годовой объем импорта РФ продовольствия и сельскохозяйственного сырья оценивается в 42,5 миллиарда долларов. При этом население нашей страны потребляет недостаточное количество продуктов питания из расчета на душу населения по сравнению с оптимальными биологическими нормами потребления.
Россия уникальна для размещения пищевых производств с точки зрения обеспеченности сырьевой базы. Стратегический запас нашей страны — это 50 процентов черноземных почв мира, 20 процентов запасов воды и десять — мировых пахотных земель. В России самый низкий среди государств большой восьмерки и стран БРИКС налог на прибыль, что увеличивает ее привлекательность для зарубежных инвесторов.

Оптимисты «рулят»

За счет чего иностранные компании успешно конкурируют с отечественными? Вслед за многими российскими экспертами Лариса Алексеевна убеждена, что главный козырь импортеров — эффективные технологии, начиная от производства продукции и заканчивая этапом продаж. И с этим не поспоришь. Доступ к долгосрочному капиталу, продуманные стратегии выхода на российский рынок, продвижение и огромные маркетинговые бюджеты. Этим мощным рычагам наши компании не могут противопоставить необходимое в современных условиях умение продать товар. Оптимальное соотношение цены и качества до сих пор считался нашим, образно говоря, джокером. Однако в условиях ВТО он перестает быть таким же актуальным шансом на победу российских товаров.
Инструменты успешного продвижения зарубежных компаний — большой опыт работы в рыночных условиях, качественная логистика и портфель узнаваемых торговых брендов.
— В этом отношении может быть интересным пример Волгоградской области, — рассказала Лариса Алексеевна. — У нас создана общественная организация «Волгоградское качество». На конкурсной основе проводится процедура, в результате которой разработанный бренд присуждается местным производителям. Благодаря этому наши товары узнаваемы и в нашей области, и при их продвижении в другие регионы страны.
Александр Суворов говорил: «Побеждают не числом, а умением». Грамотное управление — то умение, которого явно не хватает российским руководителям и менеджерам. И пока нашему, не слишком богатому, опыту успешно противостоят наработанные мировые технологии, в больших объемах используемые международными компаниями. И, конечно же, немаловажна поддержка экспансии зарубежных компаний со стороны государств, которые они представляют.
Политика — это продолжение экономики. Двойные морали, двойные стандарты — экономические интересы тех, кто стоит у власти, активно лоббируются на политическом уровне. Воцарение мощных монополий — это прямая угроза продовольственной безопасности страны и общее негативное влияние на нацэкономику. Наибольший ущерб несут отечественные сельхозпроизводители как поставщики сырья для предприятий перерабатывающей промышленности. Однако, с точки зрения озвученных процессов роста населения и повышения потребности в жизненно необходимых продуктах питания, ситуация выглядит далеко не столь мрачной.
— Известная китайская поговорка гласит: «Оптимист в каждой опасности видит возможность, а пессимист в каждой возможности видит опасность». Применимо к нашим условиям, мы должны видеть, в первую очередь, перспективы ВТО. Когда предложение на рынке отстает от спроса, это сигнал для наших производителей и переработчиков для того, чтобы успешно действовать на этом рынке, развивать огромные возможности нашей страны.

Сила — в единстве

Перечисляя меры по повышению устойчивости и развитию предприятий АПК в переходный период после вступления России в ВТО, Лариса Рыкалина обращает внимание и на проблемы крестьянско-фермерских хозяйств.
— В нашей стране крайне слабо развита переработка. А когда переработчиков мало, они ставят жесткие условия, что особенно отражается на малом бизнесе. Не имея собственных производственных мощностей, фермеры лишены значительной доли прибыли.
Мировая практика перерабатывающей промышленности неразрывно связана с защитой интересов фермеров. Опыт накоплен немалый. К примеру, крупнейший финский концерн Valio — это кооператив. Он возник благодаря объединению фермеров, которые создали собственную производственную базу и в результате смогли конкурировать с крупнейшими монополиями, транснациональными компаниями.
Предпосылки развития кооперации — присутствие экономической угроз, к которым относят появление дешевого импорта или сокращение экспорта, голод в стране, постоянное снижение урожайности. Немаловажно наличие харизматичного лидера, продвигающего идею кооперации.
Продвижение агропромышленных парков, формируемых по модульному принципу, исходя из потребностей региона в перерабатывающих мощностях, — это еще одна площадка для развития фермерства. Но главное все же — это понимание того, что решать вопросы на должном уровне можно только в условиях создания крепких союзов и объединений.

Александра МОЛОЧНИКОВА

Exit mobile version