Коллегия дагестанского Комитета по ветеринарии по итогам 2014 года превратилась в честный и откровенный разговор о роли ветеринарии в развитии агросектора. Не остались без внимания и достижения – заметное сокращение неблагополучных по бруцеллезу пунктов, строительство ветеринарно-санитарных объектов, зимовка скота без потерь и многое другое, что в целом говорит об успешной работе ветслужб, но не позволяет расслабляться.
Преодолевая средневековое мракобесие
Дагестанские ветеринары, как и все, кто причастен к сельскому хозяйству, сейчас чувствуют особую ответственность за удачное развитие этой отрасли экономики в кризисный период. Заряд бодрости им передался от главы республики Рамазана Абдулатипова, слова которого из январского послания Народному собранию республики напомнил главный докладчик коллегии, первый заместитель председателя Комитета по ветеринарии Магомед Шапиев:
«Глава республики отметил, что, осуществляя кардинальные преобразования во власти и обществе, мы проводим фундаментальную работу по выводу экономики из глубокого кризиса, преодолеваем средневековое мракобесие, фанатизм, экстремизм и терроризм, навязанные нам извне врагами России».
Ветеринарная служба – только одно из звеньев в этой работе, но очень значительное. Без нее была бы невозможной реализация проекта «Эффективный АПК», животноводство в котором играет ключевую роль.
Зараза под контролем
От Комитета по ветеринарии требуется бороться с болезнями животных и контролировать безопасность пищевой продукции животного происхождения.
В 2014 году, как доложил на коллегии Магомед Шапиев, сотрудникам службы «удалось снизить напряженность эпизоотической ситуации по ряду заразных болезней животных». В республике уже несколько лет нет африканской чумы свиней, туберкулеза животных, гриппа птиц.
Профилактика бруцеллеза остается злободневным вопросом, хотя за год оздоровлено 34 неблагополучных пункта, где болел крупный рогатый скот, и 13, где болел мелкий. Однако выявлены новые очаги.
«По состоянию на 20 января 2015 года в республике имеется 16 неблагополучных пунктов по КРС и 15 по МРС», – сообщил Магомед Шагабудинович. Эти показатели лучше, чем в отдельных регионах юга страны.
Заболеваемость людей бруцеллезом также снизилась, причем более половины заразившихся не имеют прямого контакта с животными.
Работу по этому заболеванию в Буйнакском, Бабаюртовском, Дахадаевском, Кизлярском, Карабудахкентском, Шамильском, Тляратинском, Тарумовском, Цумадинском районах и городе Махачкале коллеги признала неудовлетворительной. А вот ветуправления Ахтынского, Ахвахского, Акушинского, Ботлихского, Гумбетовского, Докузпаринском, Кулинском, Курахского, Рутульского, Хунзахского районов и в Бакресской и Бабаюртовской зонах отгонного животноводства удостоились похвалы.
Ветеринарные исследовательские институты и лаборатории берут тысячи проб биометериала, исследуя напряженность иммунитета против тех или иных болезней. Поводится дезинфекция и контрольные пробы на ее качество.
На границе Дагестана с Астраханской областью под конец 2014 года появился первый контрольный ветеринарный пост. Его сотрудники зафиксировали ввезенное поголовье, но, как отметил в докладе Магомед Шапиев, «дальнейшая работа по карантинированию этого поголовья еще не проведена».
Сейчас поголовье, которое будут перегонять на летние пастбища, проходит акарицидные и противоклещевые обработки.
«В целом, зимовка проходит благополучно, случаев потерь от инфекционных и массовых незаразных заболеваний не зарегистрировано», – подчеркнул зампред комитета по ветеринарии.
Ради безопасности среды и еды
Параллельно ветеринарная служба ведет надзорную деятельность, вместе с прокуратурой привлекая к ответственности нарушителей ветеринарного законодательства. За год, по данным Шапиева, проведено 3088 контрольных мероприятий и выдано 2022 предписания об устранении выявленных нарушений.
Под напором ветеринаров в 2014 году введено в эксплуатацию 57 мест утилизации биологических отходов – скотомогильников и биотермических ям, а также 129 мест для проведения массовых обработок сельхозживотных.
Лаборатории, в которых проводится экспертиза пищевых продуктов животного происхождения на рынках и ярмарках, не всегда соответствуют новым ветеринарно-санитарным требованиям, особенно в горных районах, отметил Шапиев. Но постепенно они переоснащаются за счет средств Комитета по ветеринарии. Продукцию ярмарок выходного дня проверяют 2 передвижные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. «Разумеется, этого недостаточно, поэтому совместно с муниципальными образованиями надо продумать вопрос организации стационарных лабораторий», – предложил докладчик.
Он выразил обеспокоенность тем, что ни на одном рынке республики нет автоклавов и варочных котлов для утилизации ветеринарных конфискатов и отобранных проб.
Несмотря на эти сложности, в 2014 году не было зарегистрировано ни одного случая заболевания покупателей рынков болезнями, общими для человека и животных.
Приписки и недописки
Особо актуальной для Дагестана является проблема учета животных. Ее пытаются решить биркованием, но пока не слишком успешно. В докладе Шапиева прозвучало, что ветврачи находили поголовье, незарегистрированное в ветуправлениях, а также выявили 88 животноводческих объектов, которые уже прекратили предпринимательскую деятельность.
На необходимость более тесного взаимодействия со статистическими службами посетовал и начальник Лакского ветеринарного управления Магомед Абачараев.
Вице-премьер Дагестана Шарип Шарипов посчитал эту проблему решаемой и посоветовал проводить совместные совещания с главами администраций.
«Мы сегодня говорим чиновникам, что надо четко видеть приоритет в интересах села, дела, экономики, – подчеркнул он. – Рамазан Гаджимурадович так требует выстраивать нашу работу, чтобы меньше говорили об общих делах, а больше было конкретики с привязкой к реальным делам и соответствующим территориям».
Шарип Исмаилович отметил, что вести учет поголовья в личных подворьях объективно сложнее, чем в сельхозорганизациях, поэтому в этом вопросе должны помогать и ветеринарные службы, которые лучше чем кто-либо другой в курсе состояния дел в животноводстве.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Шамиль Бахарчиев признал: «Зачем греха таить. В прошлом году по поручению правительства Дагестана провели пересчет поголовья в зимний период. Выявились некоторые неточности в отдельные территориях». Поэтому замминистра попросил ветеринаров не оставаться в стороне.
Это стало особенно актуальным ввиду того, что в кризисных условиях ветеринарной службе, как и многим другим ведомствам, предстоит оптимизация. Об этом на коллегии заявил председатель комитета аграрной политики Народного Собрания Дагестана Джапарбег Шамхалов.
«Через 2–3 месяца будет проведена большая работа по инвентаризации и оптимизации сети. Наверное, к этой работе нам надо уже приступать, но чтобы не получалось так, что там, где специалист нужен, его убираем, где он не нужен – оставляем, – пояснил депутат. –Количество животных в Дагестане даже больше, чем сообщают статистисты, и сокращать ветеринаров никак нельзя.»
«Вопрос требует государственного подхода»
Утилизация больного скота – одна из плохо решаемых сегодня проблем в Дагестане. Многие и хотели бы сдать бруцеллезных животных, да некуда. Магомед Абачараев попросил организовать на мясокомбинатах специальный санитарный убойный день. Неплохо было бы также, по его словам, предусмотреть компенсацию для владельцев животных, которые теряют выгоду, избавляясь от скота таким образом.
Эти идеи поддержал и кандидат ветеринарных наук Магомед Анаев. А профессор Агай Атаев призвал строить убойные пункты, ибо забой скота во дворах, по его словам, «это преступление государственного масштаба, на которое мы закрываем глаза».
Он напомнил, что через четыре года Россия отметит 300 лет, как Петр Первый запретил подворный убой. Тем, кто ослушался его указа, грозило отрубание руки, а тем способствующих этому чиновников предписывалось пороть. «Если бы действовал этот указ, многие чиновники были бы поротые и ходили бы без руки», – отметил профессор, по данным которого ежегодно во дворах жителей республики забивают 100 тысяч коров и бычков и 500–600 тысяч овец.
«Убойный пункт можно построить за 500 тысяч. 3–4 пункта в селе, и проблема решается, – заявил Агай Мухтарович. – Если этого не сделать, борьба с бруцеллезом и другими инфекциями будет сведена к нулю».
Между тем, как отметил в своем выступлении директор ФГНУ «Прикаспийский ЗНИВИ» Садрутдин Кабардиев, республиканская программа по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных и на 14–16 годы осталась без финансирования.
И как не тяжело было ему лично и другим специалистам института почти весь год оздоравливать Карабудахкентский район, сейчас «мы пришли туда, откуда ушли». А все потому, что ветеринарная работа должна вестись системно.
Сократили замминистра – купили бугая
Ветеринары как никто другой понимают, что увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных зависит не только от их здоровья, но и от породы. Поэтому новость о том, что в этом году в республике должен появиться своей племенной центр, их порадовала.
Шамиль Бахарчиев напомнил о шутке главы республики, возмущенного состоянием племенной работы в Дагестане. «Было дано поручение – сократить одного зама и купить одного бугая. Мы двух замов сократили, двух бугаев купили, – улыбнулся замминистра сельского хозяйства. – Но на этом вопрос не закрыт. В правительстве лежит проект распоряжения о создании племенного центра».
Ветуправление может принять в работе центра самое непосредственное участие, так как ни один зоотехник не сможет провести осеменение так хорошо, как ветврач. Тем более, зоотехническая служба в республике испытывает трудности, отметил Джапарбег Шамхалов, сам зоотехник с большим стажем.
Председатель Комитета ветеринарии Вахмурад Курчаев отметил, что в рамках реализации приоритетного проекта развития Дагестана «Эффективный АПК» ветеринарной службой проделана огромная работа, большинство работников с полной самоотдачей включились в работу проекта.
«Нам приятно, что в достигнутых показателях динамичного развития животноводства немалую роль сыграла и наша служба. – добавил он. – Тем не менее, с учетом тех серьезных задач, поставленных перед нами мы настроены и дальше совершенствовать свою деятельность, обеспечить заботу о каждом животном, привлекать в наши ряды увлеченных ветеринарией молодых специалистов, ибо только опираясь на энергию и знания молодых можно рассчитывать на движение вперед.»
Он пообещал, что сидящие в зале профессионалы сделают все, чтобы на следующей коллегии «не было черных пятен, ни отрицательных моментов».
Пора засучивать рукава
Подводя итоги коллегии, Шарип Шарипов отметил, что «состоялся действительно откровенный разговор, чувствуется что в Комитете всецело понимают возложенную на него большую ответственность». Но от слов пора переходить к делу.
Если кто-то говорит об убойных пунктах, то пусть составит проект конкретного объекта, со схемой и расчетами, почему это необходимо. Нужно вовлекать в эту работу глав администраций и с учетом опыта передовых регионов заниматься решением проблемы. Тут без инвесторов никак не обойтись, так как речь идет о небольших суммах средств.
«Вообще нужно подчеркнуть, что мы все время ссылаемся на нехватку денег на те или иные целы. А почему, спрашивается, мы забываем о необходимости акцентирования на профилактических мерах в нашей работе? – заявил Шарип Исмаилович. – Проехав зимой по ряду животноводческих объектов, мы были свидетелями, что в отдельных из них не были предприняты меры по утеплению ферм, а потом начинают жаловаться о распространении заболеваний, низких удоях или привесах. Ведь тут не нужны средства, а всего лишь нужен ответственный подход, тем более мы неоднократно просили обратить на это внимание».
Время требует консолидации усилий как руководителей сельхозорганизаций, органов местного самоуправления, АПК, так и ветеринарных служб, поскольку только сообща в состоянии добиться реализации ответственных задач, поставленных перед нами Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, резюмировал вице-премьер.
Лана ИСАКОВА
Фото Евгении ДУБ