Эксперты заявляют, что в России не всегда есть отечественные аналоги зарубежных технологий. При этом доля иностранной сельхозтехники, пестицидов и семенного материала на российском рынке не снизится в ближайшие годы.
Зарубежные компании не планируют сокращать свое присутствие в российском агросекторе, более того, большинство участников конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) выразили готовность локализовать свое производство и наращивать инвестиции в России.
«Вклад в агропромышленный комплекс (АПК) России достаточно существенный. Мы ожидаем в течение следующих двух лет, что общий объем инвестиций европейского бизнеса в России достигнет 1,5 миллиарда евро», — заявил руководитель международного проекта VDMA Александр Хаус.
По словам экспертов, в РФ не всегда есть отечественные аналоги зарубежных технологий. При этом доля иностранной сельхозтехники, пестицидов и семенного материала на российском рынке не снизится в ближайшие годы.
Производители техники сталкиваются с трудностями, но не все
У некоторых компаний-производителей сельхозтехники возникают проблемы на российском рынке, отметил Хаус.
«Мы видим складывающуюся нестабильность на рынке. Идет помощь десятку компаний, при этом для других компаний создаются барьеры и сложности для работы на рынке», — сказал он.
Между тем многие из этих компаний применяют современные технологии, которые успешно используются в других странах, сказал Хаус.
Некоторые зарубежные компании успешно локализируют свое производство в России. Например, немецкий производитель сельхозтехники Claas, уже в следующем году будет изготавливать более 50% своих комплектующих для России на территории РФ или закупать у местных поставщиков, заявил финансовый директор компании Михаэль Риттер.
«В 2016 году, из около 2200 комплектующих, 700 — мы будем производить на своем заводе, а до 600 штук будем покупать у российских поставщиков», — сказал Риттер.
«Мы давно работаем над локализацией нашего производства. Когда мы строили завод в России, не существовало такого слова как «импортозамещение», — добавил он.
Nо-Till, возможно, спасет в засуху
Швейцарский производитель средств защиты растений Syngenta активно продвигает технологии нулевой (No-till) и минимальной обработки почвы, которые могут помочь сохранить стабильный урожай в засушливых районах России.
«Эти технологи позволяет поддерживать, прежде всего, стабильный урожай. Может быть, в переходный период урожайность снизится. Но это долгоиграющий проект и после полного перехода на No-till, урожайность увеличивается», — отметила руководитель проектов Syngenta в странах СНГ Анна Скоробогатова.
По ее словам, эти технологии позволяют аграриям существенно экономить на топливе. Сельхозтехника также меньше «изнашивается», так как проделывает меньше полевых работ. Однако значительно увеличивается использование пестицидов, так как при No-till резко возрастает потребность в гербицидах, уничтожающих сорняки. Поэтому критики данной технологии утверждают, что она не совсем экологична, к тому же с ней совместимо небольшое число гибридов культурных растений, устойчивых к этим химикатам.
«Но даже в эти первые годы за счет того, что они экономят на горюче-смазочных материалах (ГСМ) и количестве выходов в поле техники, их производство становится рентабельным», — отметила Скоробогатова.
При этом товарное кредитование российских аграриев со стороны зарубежных производителей пестицидов увеличилось на 30%, добавила она. То есть, компании продают средства защиты растений в рассрочку до восьми месяцев, практически без процентов.
«По крайне мере четверо наших коллег из комитета средств защиты растений обеспечивают товарное кредитование сельхозпроизводителей на сумму более 25 миллиардов рублей», — сказала Скоробогатова.
Все семена, якобы, не заместить
Россия планирует заместить 75% импортного семенного материала отечественным до 2020 года, согласно стратегии Минсельхоза РФ. Однако на территории страны можно производить далеко не все семена, отметил региональный директор по Восточной Европе компании КВС Владимир Дружина.
«Качественные семена сахарной свеклы в России заместить пока, к сожалению, невозможно. Мы еще в 90-х годах пробовали производить семенной материал этой культуры на территории бывшего СССР», — сказал Дружина.
По его словам, для производства таких семян нужны определенные климатические условия, которых, якобы, нет в России. Поэтому он сомневается в реальности планов отечественных чиновников в данной сфере.
«Я двумя руками за локализацию производства, но я против импортозамещения. Мы порядка 50% объема своих продаж осуществляем семенами, произведенными в России. Отечественное производство должно развиваться, но нельзя отказываться от мирового «банка» селекционных достижений», — считает он.
Ведь далеко не все компании готовы вкладываться в развитие научной деятельности, отметил Дружина.
«К сожалению, российская селекция после распада СССР почти ничего не сделала. Объем инвестирования в науку селекционных достижений пока мизерный. Наша компания вкладывает в это 13% от годового оборота. Местные компании пока не могут себе этого позволить», — заключил он.