Казака и землю-матушку всегда связывала неразрывная нить. Казаки испокон веков защищали землю, на которой трудились в поте лица. Традиции казачьего земледелия не утеряны и в наши дни. Пример тому – атаман села Степного Степновского округа Ставропольского края Сергей Васюк, который основал крестьянско-фермерское хозяйство.
Вера в свои силы
У фермеров трудностей априори побольше, чем у сельхозпредприятий. Но это люди, которые научились не просто выживать, работая на земле, но и развиваться, внедряя современные технологии, осваивая новые направления агробизнеса. Одним словом, идти в ногу со временем.
— В аграрный сектор я пришел в 2001 году, – говорит Сергей Васюк. – Сперва работал в ОТФ у моего тестя Михаила Анатольевича Сорокина, а затем в его крестьянско-фермерском хозяйстве, которое он открыл в 2007 году. Но казак – это вольный человек, свобода у нас в крови. Лидерские задатки у меня были всегда, а два льва, как известно, в одной клетке не усидят. Поэтому как только представилась возможность, я решил опробовать собственные силы и в 2011 году организовал собственное К(Ф)Х.
Площадь пахотных земель в хозяйстве Сергея Васюка составляет 750 гектаров, на которых традиционно для этих мест возделывают озимые пшеницу и ячмень, горох. Но в этом году фермер пошел на эксперимент, добавив в севооборот еще три сельхозкультуры: озимый рапс, горчицу и лен.
Правда, с горчицей выдалась незадача. В период цветения культуру нужно было обработать химикатами против бабочек-вредителей, но на активно цветущий медонос массово слетелись пчелы и рука казака дрогнула. Не поднялась на уничтожение трудолюбивых насекомых.
Обрабатывают землю и собирают урожай в хозяйстве собственными силами. В машинно-тракторном парке К(Ф)Х Сергея Васюка три трактора – Джон Дир седьмой серии, МТЗ‑82, МТЗ 1221, два комбайна: ДОН‑1500Б и МАЗ. По мере возможностей технику стараются обновлять. Хозяйство приобретает агрегаты, пользуясь преимуществами лизинговых программ – Росагролизинг и Сберлизинг. Глава К(Ф)Х считает, что это очень хороший инструмент государственной поддержки, выгода которого очевидна.
Урожай важно не только вовремя собрать, но и выгодно продать. Фермер реализует продукцию по мере необходимости, не надеясь на стабильность слишком изменчивого рынка.
— Я стараюсь продавать зерно, когда нужно приобрести что‑то из расходных материалов или потратить деньги на другие нужды, – объясняет Сергей Александрович. – Чтобы лишний раз не злиться на себя, падения или роста цен. Но если цена складывается очень хорошей, продаю не раздумывая, потому что передержать продукцию бывает ровно столько же невыгодно, как и продать ее слишком рано.
В неравных условиях
Сельское хозяйство сопряжено со многими трудностями. В цеху под открытым небом слишком многое зависит от капризов небесной канцелярии. А труд пахаря и комбайнера остается тяжел, несмотря на современную комфортабельную сельхозтехнику.
Но есть и проблемы другого порядка. В их числе – диспаритет цен. Цена на удобрения в последнее время взлетела до небес, чего не скажешь о сельхозпродукции. Но без подкормки посевов хорошего урожая не получишь.
— Раньше нам говорили, что цены на удобрения растут из-за роста мировых цен, – рассуждает глава К(Ф)Х. – Но сейчас мировые цены рухнули, а на российском рынке они продолжают расти. Получается, что вместо того чтобы поддержать отечественного сельхозпроизводителя, наши химические компании пытаются выжить за счет российского крестьянства. В результате индексации цен на удобрения, запасные части, другие расходные материалы себестоимость нашей продукции резко возросла, а продавать мы ее вынуждены, лишь незначительно перекрывая собственные расходы.
Вопрос этот достаточно серьезный. Суть в том, что о получении каких‑либо сверхприбылей в сельском хозяйстве, а уж тем более на небольших фермерских наделах, речи никогда не шло. Большая часть заработанных средств всегда уходила на покупку техники, ГСМ, удобрений, средств защиты растений, семян, других расходных материалов. Не будет этого – сельское хозяйство может рухнуть в «средневековье», когда урожаи не способны были покрыть потребности населения в продуктах питания.
Другая сторона проблемы – таможенные пошлины. Они грузом ложатся на всех сельхозтоваропроизводителей. Но даже на Юге России аграрии, которые работают в разных почвенно-климатических зонах, находятся в неравных конкурентных условиях.
— Мы с краснодарцами не конкуренты, – продолжает Сергей Александрович. – Поля у кубанцев расположены рядом с портами, а наши транспортные расходы значительно выше. Мы работаем в зоне рискованного земледелия, а в Краснодарском крае земля, что называется, сама родит, и урожайность изначально там заложена выше. Я убежден в том, что государство, выстраивая систему взимания пошлин либо налогооблажения, должно учитывать эту разницу. Справедливо было бы разделить земледельцев по аграрным зонам.
На постоянной основе в К(Ф)Х Сергея Васюка работает пять человек. В их числе – комбайнер-механизатор Александр Дикий. Перспективный молодой человек, настоящий труженик – так отзывается о нем руководитель, и в его словах слышится гордость за трудовую молодежь, за которой – будущее села.
Надёжная опора
Любовь к земле у казака неразрывно связана с любовью к родине, и малой, и большой. По мнению Сергея Васюка, именно в этой привязанности кроется истинный патриотизм. Как атаман, особое внимание он уделяет патриотическому воспитанию молодежи. Казаки Степного казачьего круга собрали средства и заложили сквер имени генерала Ермолова, подав тем самым пример для молодого поколения. Другой инициативой казачества стало обустройство спортивного зала «Казачья крепость».
Казачьи семьи всегда были многочисленными. Вот и Сергей Александрович воспитал троих сыновей, гордость и опору. Старший Никита не погнался в город за «длинным рублем», а трудится на земле вместе с отцом. Студент Ставропольского аграрного университета, он в этом году получил диплом по специальности «Агрономия» и продолжит работу в хозяйстве – на благо Родине.
— Я с детства каждое лето на уборке, – говорит Никита. – Еще дед меня постоянно возил по полям, рассказывая о работе земледельца, обучая тонкостям профессии. Поэтому с выбором профессии у меня вопросов никогда не возникала. Я люблю работу на земле. Это мое.
Средний сын Данил не пошел по стопам родителя. Нашел себя в профессии юриста, учится в СКФУ на юридическом факультете. Но в семье к его выбору относятся с уважением. Главное, чтобы был полезен обществу.
— Посмотрим, как жизнь сложится, – философски замечает он. – Хочется организовать собственное дело, чтобы не зависеть от отца.
Младший Савелий с выбором пока не определился. Он еще школьник, весной окончил 1 класс, но уже вовсю помогает в хозяйстве, работает плечом к плечу с отцом и старшим братом.
— Я пока не знаю, свяжу ли свою жизнь с сельским хозяйством, – деловито говорит Савелий. – Но работать в поле мне нравится. Здесь я чувствую себя нужным.
Быть нужным Родине, большой и малой – в этом, по сути, и заключается сущность казачества. Для Сергея Васюка продовольственная безопасность страны – это не просто доктрина, а смысл его жизни. Он уверен, что даже в самые трудные времена сельский труженик страну всегда накормит!
Фото автора