«Хлеб – всему голова». В наше время, как никогда, слова русской пословицы актуальны и современны. В последнее время рекордные урожаи зерна, выращиваемые в России, поставили перед отечественными сельхозпроизводителями много вопросов, на которые не всегда находятся ответы.
– Как вовремя и в кратчайший срок собрать урожай?
– Как сохранить зерно с минимальным количеством потерь?
– Как правильно распределить зерновой баланс, чтобы и на семена хватило, и на кормовые цели, и на продовольствие, и на продажу?
А самое главное:
– как правильно подсчитать количество производимого зерна, чтобы результат был достоверным.
В связи с тем, что отрасль системы хлебопродуктов (хранения и переработки зерна) осталась в прошлом, 20 веке, а при современном государственном хозяйствовании контроль за хранящимися объемами зерна и продуктов его переработки государственными службами не ведется – назвать точные и достоверные данные об их количестве в масштабах России не представляется возможным.
Не запрещено на предприятиях, осуществляющих хранение и переработку зерна, в том числе с государственным участием, вести учет зерна и продуктов его переработки в соответствии с внутрихозяйственными регламентами, утвержденными руководителями предприятий, а то и вовсе без таковых.
Хорошо, если такой учет отвечает требованиям правил и норм количественно-качественного учета, разработанного при советской власти (такой учет зерна велся на всей территории Советского Союза и сегодня ведется во многих бывших союзных Республиках). Но практика показала, что в основном зерновой учет ведут на предприятиях по собственным правилам, и достоверности результатов тут быть не может.
Такой самодеятельный зерновой учет предназначен только для одного – формирования излишков неучтенного зерна на предприятии.
В соответствии с таким учетом на каждом этапе прохождения зерна по технологическим линиям производятся списания с веса зерна, которые могут осуществляться неоднократно. В ряде случаев зерно может даже не передвигаться, а находиться в одном и том же месте хранения, но списания все равно проводятся.
Такие списания могут подтверждаться первичными документами (так называемыми «нарисованными»), а могут просто списываться по формулам, при этом такие формулы называют «формулы Дюваля», хотя никакого отношения ни к Дювалю, ни к другому автору не имеют.
Зерновой учет стали называть – «количественно-качественным учетом», несмотря на то, что количественно-качественный учет – это только одна из составляющих зернового учета.
Из-за того, что суть зернового учета, в том числе количественно-качественного, для многих, работающих в зерновом секторе экономики, является неизвестной, развился целый сектор, так называемых «специалистов количественно-качественного учета», которые не считают зазорным давать консультации и читать лекции по данной теме. Для таких «горе-специалистов» – складской отчет по форме № ЗПП‑37 – это данные о неучтенной прибыли, а естественную убыль зерна придумали для того, чтобы неправомочно списывать с веса зерна.
При этом никто из них никогда не работал на предприятиях системы хлебопродуктов, а знания по данной тематике черпал из материалов лекционного материала предыдущих лет. Так называемый эффект «испорченного телефона» – старой игры нашего детства.
Что можно сказать по этому поводу?
Зерновой учет не может опираться только на бухгалтерский учет – это совокупность учетных данных по качественным показателям зерна и правилам их изменений в условиях хранения и переработки.
Необходимо опираться на знания физиологических свойств зерна, иметь информационные данные качественных характеристик на протяжении всей цепочки прохождения зерна на предприятии, которые должны анализироваться на предмет достоверности и подтверждаться соответствующими, принятыми в зерновом учете, нормами.
Неразбериха в зерновом учете привела к тому, что на предприятиях не могут разобраться с имеющимися данными и зачастую сами не знают точно, сколько зерна принято в хранилища, сколько хранится, сколько сформировано «излишков».
При ведении такого зернового учета нельзя подсчитать экономическую эффективность работы предприятия, поэтому хлебоприемные предприятия объединяют с растениеводством и объединенно рассчитывают прибыль и другие экономические показатели.
В таком случае все количественные данные о наличии зерна тонут в расчетах, таким образом формируется теневой зерновой учет.
Такое положение дел рано или поздно приводит к разворовыванию неучтенных объемов зерна, скрываемой прибыли, налоговым рискам, что, в конечном итоге, характеризует неэффективное управление производственными активами или их «банкротству».
Примеров такого «хозяйствования» элеваторами и зерноперерабатывающими предприятиями можно привести много.
Развитие информационных технологий позволило ввести на предприятиях комплексную автоматизацию зернового учета.
Спору нет, единый программный модуль, внедряемый на предприятии по всей технологической цепочке для сбора информации и переведения ее в данные отраслевых документов, (являющихся первичной основой для ведения количественно-качественного учета), способствует сокращению времени на оформление расчетных документов и устранению субъективных факторов (ошибок в расчетах, в том числе преднамеренных).
Однако следует иметь в виду, что на рынке услуг по созданию и внедрению программного продукта, обеспечивающего комплексную автоматизацию оперативного учета предприятий системы хлебопродуктов, не так много компаний, которые работают в соответствии с требованиями стандартного количественно-качественного учета, утвержденными в документах Росгосхлебинспекции, и для которых эти требования являются фундаментом разработки программных комплексов.
В большинстве случаев создатели программных модулей зернового учета при внедрении их на предприятии исходят из пожеланий сотрудников предприятий, которые формируют зерновой учет на предприятии, при этом не всегда требования заказчиков соответствуют правилам и нормам количественно-качественного учета.
Какие только методы списания с веса зерна не скрываются в алгортимах расчетов и просто в табличных заголовках. В таких случаях сами исполнители уже не могут дать достоверную информацию о количественных данных наличия зерна на предприятии.
Специалисты таких программных модулей не дают возможности сотрудникам предприятий проверить табличные формулы и расчетные положения, так как программный код закрыт для пользователя. Не представляется возможным оценить правильность передачи учетных данных от одной отраслевой формы к другой.
Всем зерновым учетом управляют посторонние для предприятия люди, которые получают всю информацию о наличии зерна и его качестве, о правилах списания, о технологическом оборудовании и организации технологического процесса. Кроме того, специалисты программного модуля своими действиями насаждают правила списания с веса зерна, которые только они могут контролировать.
В программах отсутствует такое понятие, как строгая отчетность, т. е. отраслевые формы, в которых нельзя вносить изменения без соответствующего объяснения (например, форма № ЗПП‑36 (журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов)) – формируются в разных вариантах, в них могут указываться различные данные о наличии зерна и его средневзвешенном качестве.
Такой основополагающий документ, как форма № ЗПП‑37 (Отчет о движении хлебопродуктов на элеваторах и складах) может формироваться задним числом и с минусовыми значениями количества зерна и отходов на остатке.
В программных модулях отсутствует прослеживаемость движения зерна по технологическим линиям. Проводимые с зерном технологические операции не подтверждаются первичным документооборотом.
В ряде случаев списание с веса зерна осуществляется задним числом, что категорически не допускается ни по правилам ведения зернового учета, ни по правилам ведения бухгалтерского учета.
В свою очередь считаю, что программный модуль ведения зернового учета должен не ограничиваться рамками складского и количественно-качественного учета, а быть взаимоувязан с удельными издержками обращения по операциям и в целом по элеватору.
Такая модель программного обеспечения позволит на этапе обоснования производственной мощности элеватора оценивать варианты решений зернохранилищ, как по натуральным показателям (объемы операций), так и по экономическим (уровень издержек обращения).
Каждый из четырех участков (приемка, очистка, сушка и отгрузка зерна) поточной технологической линии определяется законченным моделирующим алгоритмом.
Приемка зерна
Критерии – количество и качество объемов поступающего зерна, коэффициент использования оборудования и его производительности, вероятное число прибывающих автомобилей, текущие затраты на приемку зерна, штрафы за простой автомобилей, их грузоподъемность, величины вместительности накопительных бункеров. Время работы приемного устройства, и т. д.
Очистка зерна
Критерии – эксплуатационная производительность зерноочистительных машин, требуемое количество очистки, время обработки. вместимость оперативных бункеров (над и под сепараторами), число обрабатываемых партий, капитальные и текущие затраты.
Сушка и активное вентилирование зерна
Критерии – эксплуатационная производительность зерносушилок, качество зерна, время сушки, вместимость оперативных бункеров (до и после сушилки). Величина вместимости складов, оборудованных установками активного вентилирования, число просушенных партий, капитальные и текущие затраты.
Отгрузка зерна
Критерии – эксплуатационная производительность отгрузочного устройства, коэффициент использования, время отгрузки, число партий. Величина вместимости отпускных силосов, капитальные и текущие затраты.
При моделировании поточной технологической линии приемки, обработки и отгрузки зерна выделяют следующие основные события:
- прибытие автотранспорта на предприятие;
- время обслуживания одного автотранспорта в визировочной лаборатории;
- время обслуживания одного автотранспорта на весах;
- время обслуживания на автомобилеразгрузчике;
- время обслуживания автотранспорта на выходных весах;
- время срока хранения в накопительных хранилищах;
- время обслуживания на сепараторе;
- время обслуживания на зерносушилке;
- время активного вентилирования одной из зерновых партий;
- время прибытия под погрузку или разгрузку железнодорожных вагонов.
Модулирование операционных процессов совместно с зерновым учетом в едином программном модуле позволит своевременно и правильно принимать управленческие решения, контролировать количественную и качественную составляющую зерновой массы и не допускать неоправданных недостач, также позволит планировать снижение издержек производства и обеспечивать реальную экономическую прибыль.
В настоящее время на крупных агропромышленных холдингах стало практикой создавать программные модули зернового учета силами своих сотрудников-программистов.
Следует отметить, что необходимым условием установления комплексной автоматизированной системы учета зерна и продуктов его переработки на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях является разработка методических правил организации и ведения такой системы, так называемого Порядка учета зерна и продуктов его переработки.
Такой нормативный учетный документ должен определять политику предприятия по зерну и быть основан на правилах и инструктивных документах по зерновому учету, в том числе количественно-качественному.
Начинать учетную политику по зерну следует с создания Порядка учета зерна и продуктов его переработки, который должен стать основополагающим и отвечать всем требованиям, предъявляемым к такому виду документов.
После чего, исходя из основ данного документа, создается программный модуль, который должен внедряться на всех участках технологической цепочки прохождения зерна.
Следствием такой работы будет достоверный учет зерна и продуктов его переработки, недопущение налоговых рисков и неучтенных объемов зерна.
Все направления зернового учета и необходимые правила его ведения в зернохранилищах, перерабатывающих предприятиях и логических узлах изложены в «Справочнике по количественно-качественному учету зерна, зернопродуктов и комбикормов», изданного при информационной поддержке Российского зернового союза в издательстве Профессия (Санкт-Петербург), который можно рекомендовать для создания регламентов и порядков зернового учета.
Людмила Кузнецова
Людмила Михайловна Кузнецова, независимый эксперт, автор книги «Количественно-качественный учет зерна и зернопродуктов»
В 1982 г. окончила Московский технологический институт пищевой промышленности, специализация «Технология хранения и переработки зерна».
1982‑1993 гг. – руководила качеством на предприятиях системы хлебопродуктов в Казахстане и России.
1993‑1996 гг. – работала в аппарате Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
1996‑2001 гг. – Государственный Комитет РФ по государственным резервам, заместитель начальника управления хлебопродуктов.
2001‑2006 гг. – ООО «Московская зерновая компания, генеральный директор.
Осуществляла руководство направлений качества в крупных холдингах: «Аркада», «Юг Руси».
Окончила Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ.
Эксперт систем сертификации ГОСТ Р, ГСЭН (Роспотребнадзор). Автор книги «Количественно-качественный учет зерна и зернопродуктов». Является автором и разработчиком технических регламентов и нормативных документов. Осуществляет лекторскую деятельность.
В настоящее время руководит направлением по управлению количественно-качественного учета в зерновом холдинге.