Не хотелось бы говорить о проблемах на фоне общего успешного развития животноводческой отрасли Красноармейского района. Но думаем, что скрывать здесь особо нечего. Проблемы в животноводстве района общие для всей России. На наши вопросы любезно согласилась ответить Татьяна Мороз, начальник отдела животноводства Управления сельского хозяйства МО Красноармейский район.
— Татьяна Владимировна, трудно заниматься животноводством?
— Трудно, но интересно. Легче, конечно, заниматься растениеводством. Там более простые процессы и технологии. А в животноводстве вы имеете дело с живым, чувствующим существом, которое нуждается в ежеминутной заботе. Например, корову нужно каждый день кормить, поить, доить. Получив продукцию, молоко или мясо, ее нужно как можно быстрее отправить на переработку.
— Не секрет, что в молочном скотоводстве России сегодня существует масса проблем. Что сегодня происходит в молочном скотоводстве?
— Не все так плохо, как об этом говорят. В прошлом году немного стабилизировались цены на товарное молоко, которые не менялись в течении последних 5-7 лет и держались на уровне 12 рублей за литр. В то время, как затраты на производство молока постоянно росли. Многие хозяйства отказались от животноводства именно по причине его убыточности. Сейчас стало полегче. Сегодня заниматься молочным животноводством становится прибыльным. Его рентабельность в среднем по краю составляет уже 15%. Поэтому руководители хозяйств, у которых осталось молочное производство, продолжают им заниматься и, я думаю, не прекратят это делать. Это хорошая тенденция.
— Традиционный вопрос, касающийся мер господдержки. Как в районе обстоят дела с субсидированием производства молока?
— В районе производством молока занимается шесть сельхозпредприятий. Все хозяйства выполнили условия, заложенные в программе предоставления субсидирования, и получили их, практически, в полном объеме. Главным условием получения субсидий было — сохранение маточного поголовья и выход телят на сто коров. Все хозяйства района превысили необходимые показатели, в том числе, и к уровню 2012 года.
— Сегодня не все животноводы довольны включением показателя по выходу телят в список условий для получения субсидий. Предлагают от него отказаться. На ваш взгляд, нужно ли это условие?
— Показатель по выходу телят на сто коров довольно спорный. Существуют разные мнения на этот счет. Но молока без телят не бывает. И, по моему мнению, если этот показатель будет опущен, по большому счету ничего страшного не произойдет. Но, стоит отметить, что это условие было выставлено совсем не случайно. Крайне сложно в настоящее время обстоят дела с воспроизводством стада. И даже показатель выхода в 76 телят от ста коров говорит об общих негативных процессах. То есть, он означает, что 24% коров остаются яловыми. Получается, если корова в течение года не дала приплода, не даст она и молока. А убытки от одной такой коровы составляют в год около 40 тысяч рублей. В тоже время переход молочного животноводства на новые технологии увеличивает затраты.
Андрей Фоменко: Молочное производство – выгодно
Предметный разговор о развитии молочного скотоводства состоялся на МТФ №3 ФГУП РПЗ «Красноармейский». Нашими собеседниками стал бригадир Андрей Фоменко.
— Расскажите немного о вашей ферме.
— Ферма была реорганизована, перестроена и запущена в эксплуатацию в 2009 году. На ферме создано современное, полностью механизированное и компьютеризированное производство. Внедрен метод беспривязного содержания животных. Современный доильный зал с полной автоматизацией дойки позволил сократить затраты на трудовые ресурсы, повысить производительность труда и значительно улучшить качество продукции. Работаем по этой технологии уже более пяти лет. У нас 600 дойных коров, а всего на ферме содержится 1 200 животных. Порода коров — голштино-фризская. Это поголовье было завезено достаточно давно, то есть, можно говорить, что это уже наше собственное стадо, которое мы постоянно улучшаем. В тесном контакте работаем с учеными СКНИИЖ, которые помогают нам успешно решать многие вопросы.
— В чем, по-вашему, причины проблем в молочном скотоводстве, в том числе и плохого воспроизводства стада?
— Причин, как обычно, много. Но основная из них в том, что мы поменяли саму систему молочного животноводства. Совсем недавно повсеместно использовалась система привязного содержания коров, где за каждое животное отвечала непосредственно доярка. Сегодня мы перешли на технологию беспривязного содержания. Есть группы животных, за которыми ухаживает весь коллектив. Именно здесь и произошел провал. Получилось так, что не хватает специалистов, которые могут эффективно и точно работать в новых условиях. Остро не хватает опытных ветеринарных врачей, техников-осеминаторов для работы современных условиях. Так получилось, что сложилась ситуация, когда, практически, полностью упущен вопрос подготовки специалистов, которые способны работать с новыми технологиями. Таких кадров сегодня, попросту, нет. Все работающие в настоящий момент специалисты нарабатывали опыт сами. Так получилось и на нашем предприятии. Но, стоит отметить, что мы не сидим на месте, посещаем другие фермы, учимся, советуемся, спрашиваем. Также, мы приглашаем к нам зарубежных специалистов из Германии и Голландии. С ними у нас есть тесный контакт. Но, все равно вопросы остаются. Становление животноводческого производства, работа по правильному применению новых систем и методик — процесс достаточно сложный и долгий. В животноводстве невозможно добиться ощутимых результатов за год или два. Необходимо подготовить людей, разработать методы лечения, осеменения животных. То есть, существует целый комплекс проблем, с которыми не так просто справится.
— Сегодня много говорят о том, что неблагоприятные экологические факторы сильно влияют и на здоровье животных. Вы это ощущаете на своей ферме?
— Нет, сильной зависимости здоровья животных от экологии пока мы не видим. Мы сами заготавливаем и производим корма, постоянно проверяем их качество. На мой взгляд, здоровье животных, прежде всего, зависит от умения человека, специалиста управлять стадом. За рубежом, например, нет узких специалистов, тех же зоотехников. Но есть менеджер по управлению стадом, человек, который знает всю специфику кормления и содержания животных. У нас все эти функции раздроблены, что не позволяет видеть общую картину производства. Я уверен, что необходимо работать в этом направление. И, возможно, создать новую для российского животноводства специальность — менеджер по управлению стадом.
— Результаты в молочном производстве во многом зависят от правильного кормления животных. Как вы решаете эти вопросы? Как составляете рационы?
— Кормление — самая важная составляющая в производстве качественного молока. Мы постоянно и тщательно контролируем качество кормов. В этой сфере сотрудничаем с немецкими и голландскими специалистами. Мы отсылаем им результаты экспертизы наших кормов, а они на своем оборудовании считают нам рационы и дают рекомендации по применению определенных добавок. Сегодня мы пришли к тому, что наши кормовые смеси на 100% подходят коровам и обеспечивают их здоровье и продуктивность. И, самое главное, это не дорого, как многие считают. Здоровье коров гораздо дороже. Корову нужно растить четыре года, только тогда она достигает своей максимальной продуктивности.
— Срок лактации коров сегодня снижается. С чем это связано?
— Действительно, такой факт есть. Срок лактации коров составляет в среднем 2,8 года. Это происходит потому, что вся технология молочного производства направлена на интенсивное получение молока. Сегодня мы, по большому счету, не заботимся о сохранении животного, нам, как ни жестоко это звучит, нужна прибыль. Так сегодня работает весь мир. Это бесчеловечно, но экономически обосновано.
— Применяете ли вы какие-либо препараты для повышения удоев, продления лактации?
— Однозначно, нет. Мы не применяем никакие препараты. Бывают случаи использования лекарственных средств для лечения животных. То есть, практикуем только обоснованное применение лекарств. Это правило диктуют и молочные заводы. Они держат нас в достаточно жестких рамках. Очень высокие требования к качеству молока. Стоит отметить, что сегодня все молочные заводы частные, и за некачественный товар никто платить не будет.
— Как вы решаете проблемы шлейфа молочного стада? Куда отправляете бычков?
— Мы работаем в этом направлении по следующей технологии: бычков старше 6 месяцев отправляем на откормочные фермы, а телок оставляем у себя для потребностей нашего комплекса.
— У вас две откормочные фермы. Выгодно ли выращивать бычков на мясо?
— Не просто не выгодно, убыточно. Себестоимость одного килограмма живого веса говядины составляет — 120 рублей, розничная цена — 85 рублей. Судите сами…
— Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы молочное производство и в, том числе, сопутствующее ему мясное скотоводство стали выгодными?
— Снизить цены на ГСМ, электроэнергию. Сравните — литр молока стоит 20 рублей, литр солярки — 30 рублей. Я понимаю, что этот вопрос находится в компетенции государства. Но продукция животноводства тем же государством объявлена социально значимой, поэтому государство должно принять меры. А, если цены снизить не возможно, тогда должны быть адекватные дотации. Тем не менее, радует тот факт, что впервые мы все-таки получили субсидии на молоко и можем эти дополнительные средства вложить в производство.
— Какие кормовые добавки вы используете в кормлении животных?
— Мы используем премиксы импортного производства. Почему так получилось? Ответ простой — два года мы пытались работать с отечественными производителями, но остались недовольны сервисом и качеством предлагаемой продукции. В той же Германии мы сотрудничаем с компаниями, которые имеют вековую историю, в качестве их продукции можно быть уверенными на сто процентов.
— Мы уже немного говорили о качестве молока. И все-таки, как вы его обеспечиваете?
— Стараемся производить молоко только высшего сорта. Но пока сдаем первым сортом. Наша ферма полностью свободна от лейкоза. С этим заболеванием боролись 4 года. Работа велась очень тщательно и планомерно. Сегодня у наших коров нет проблем с маститами. Своевременно принимаем все профилактические и лечебные меры.
— Сегодня много говорят о рентабельности производства. Если не секрет, какова рентабельность производства молока на вашей ферме?
— Себестоимость производства литра молока на нашей ферме составляет 12 рублей. Уровень рентабельности составляет 35%. При правильном ведении хозяйства и нормальной ценовой политике в животноводстве можно добиться очень высокой рентабельности. Также, многое зависит от руководителя хозяйства. По хозяйству в прошлом году мы надоили 6 151 кг молока на одну фуражную корову. Это достаточно неплохо. Ферма МТФ-3 отд-2 на одну фуражную корову надоила 7350 кг молока. Но, например, в Израиле доят до 11-12 тысяч литров.
— Можно ли в наших условиях добиться таких результатов?
— Можно, но для этого необходимы достаточно серьезные затраты.